переправа



Зависть - двигатель материальной и тормоз духовной жизни



Опубликовано: 11-02-2021, 12:09
Поделится материалом

Общество


Зависть - двигатель материальной и тормоз духовной жизни

Корольков А. Зависть

 

Считается, что только после грехопадения в Раю человеческая натура, - в лице пока что только Адама и Евы, - изменилась, и в жизнь людей вошёл грех. До этого же знакового события люди были абсолютно безгрешны. Это уж потом пошло-поехало!

 

В настоящее время точное число грехов канонически не установлено, но некоторые, разбирающиеся в этом вопросе, люди насчитывают их до полутора сотен.

 

Так и хочется сказать: «Кто же, в таком случае, может спастись? Человекам это не возможно»…

 

Грехов, действительно, много, но исторически первым из них следует, видимо, считать зависть.

 

Зависть к Богу толкнула Денницу на бунт.

 

Зависть дьявола к человеку составляет  основу и смысл его существования.

 

Зависть Евы к Богу подвигла её на непослушание. Захотелось ей с Адамом быть такими же, как Бог!

 

Зависть Каина толкнула его на убийство его брата Авеля.

 

Иаков позавидовал брату своему Исаву и дважды обманул его, отняв у него первородство и получив вместо него благословение отца.

 

Даже мудрейший и святой царь-псалмопевец  Давид впал в грехи прелюбодейства и косвенного убийства (2Ц.11) не ранее, чем случайно увидел Вирсавию, жену своего подданного, Урии Хаттеянина, и позавидовал.

 

«Ах, какая женщина! Кака-а-я женщина! Мне б таку-у-ю!»

 

Результат известен: святой царь Давид родил в этом многообразном грехе ещё одного святого - царя Соломона (2Ц.12:24).

 

Да уж, у Ветхого Завета своеобразное понятие о святости… Хотя, вообще-то, и сказано, что сын блудницы и его потомки до десятого поколения не могут войти в общество Господне (Втор.23:2), но вот Давиду - праправнуку как раз блудницы Раав (Рахав), - той самой, которая, спасая свою жизнь, сдала Иерихон со всеми его жителями на поголовное истребление Иисусу Навину (Нав.2), - это удалось…

 

Зависть - это трамплин для прыжка в остальные грехи.

 

Из десяти заповедей, данных Моисею, по крайней мере, половина напрямую связаны с завистью: «6.Не убивай. 7.Не прелюбодействуй. 8.Не кради. 9.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20:2-17).

 

Зависть – это один из семи смертных грехов, упоминаемых Православием, но примечательно, что и остальные шесть (гордость, чревоугодие, блуд, гнев, алчность и уныние) тесно связаны с ней. Пять первых являются активным проявлением зависти, а шестой, - уныние, - пассивным.

 

Зависть пронизывает всё повествование Ветхого Завета. Люди завидуют другим людям, народы завидуют другим народам, все завидуют всем и все хотят чужого…

 

В Новом Завете впервые явно проявляется человек, никому и ничему не завидующий, - Иоанн Креститель. Но мир Ветхого Завета его отверг.

 

Мир победил его.

 

И так с тех пор на основе этой круговерти зависти и строятся отношения, - личные, общественные и даже межгосударственные.

 

Все завидуют всем! Больные  - здоровым, здоровые -  накачанным, толстые  - худым, некрасивые - красивым, бедные - богатым, богатые  - ещё более богатым, лысые - кудрявым, низкорослые  - высоким, невостребованные - успешным, незамужние - замужним, женатые - холостым, провинциалы - жителям столиц, кареглазые - голубоглазым, цветные - белым, необразованные - учёным…

 

Эта личная зависть, во-первых - мощный двигатель криминальной хроники.

 

Но, кроме личной зависти, бывает ещё и общественная, которая вполне даже поощряется. Потому что «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Такая зависть, во-вторых, - двигатель  профессиональных отношений и прогресса.

 

Студент завидует аспиранту, аспирант - доценту, доцент - профессору,  профессор  - академику, академик - Нобелевскому лауреату… Мудрый престарелый Нобелевский лауреат не завидует никому, кроме весёлого студента-балбеса, у которого завидно функционирует всё, кроме головы, и готов был бы без сомнений отдать и свою Нобелевскую медаль, и все пять строчек о себе в энциклопедии за то, чтобы поменяться с ним местами…

 

Студент же, у которого завидно функционирует всё, кроме головы,  со всей страстью юности завидует наличию у других, - недостойных, по его мнению, - людей  яхт, красивых спутниц, успешного бизнеса. Из-за этого он легко поддаётся на провокации, и готов, рискуя собственным будущим,  идти куда-то против чего-то протестовать. Напрочь, тем самым, отрезая себе вполне вероятный путь к собственным яхтам и дворцам. Слепая зависть застилает разум! Не понимает студент, что те, кто ныне выдвинулся на самый верх, тоже ведь родились голыми, лысыми и беззубыми… И далеко не всегда в благополучных семьях. Но они поняли порядок вещей и направили свою зависть в правильном направлении, - учились, набирались опыта, с людьми отношения строили… И, главное, - не требовали ничего сразу и сейчас. Всему своё время…

 

Понятно, что у каждого человека есть свой объект или предмет зависти (так называемая, «мечта»).

 

Полковник мечтает о лампасах, подполковник грезит папахой, майор хочет на свой погон вторую звезду, а капитан - вторую 

полоску… И от зависти все они сочиняют анекдоты о генеральской непроходимой тупости.

 

Учитель желает стать завучем, завуч - директором школы, директор  тоже смотрит куда-то наверх, потому, что устал! - как он устал! - от хозяйственных вопросов.

 

Врач хочет стать главврачом, а главврач - перейти в Горздрав.

 

Бандит-«пехота» видит себя в перспективе «бригадиром» в большом чёрном джипе. Ну, если повезёт, конечно…

 

Молодой, свежерукоположенный иеромонах планирует вскорости  дорасти до  игумена и даже архимандрита. Достигнув же этого, он не прочь, как бы, стать и «Владыкой», а став им, окончательно приходит к убеждению, что лучшего, чем он, - теоретически, - Патриарха, ещё не рождала земля русская… Но она уже, - вот, - кажется, беременна им!

 

А что! - нельзя же не верить апостолу Павлу, сказавшему, что каждому, хотя, в принципе, и желательно оставаться в том звании, в котором призван, но если есть возможность, то тогда не только можно, но даже и должно воспользоваться лучшим (1Кор.7:20-21). 

 

Зависть, таким образом, - это двигатель мирской жизни, потому что каждый считает себя достойным лучшего! Каждый нещадно завидует вышестоящему, и всегда держит свои костлявые локти наготове, ожидая подходящего случая.

 

Все революции, кроме научно-технической, заквашены на зависти. Кто является никем, желает стать всем! А если стать «всем» ему не удаётся, то тогда пусть и все остальные будут «никем»! Вспоминая ныне СССР, люди ностальгируют вовсе не по копеечным коробкảм спичек и не по стакану газировки с сиропом за три копейки, а по всеобщему видимому социальному равенству, не дававшему явного повода к зависти.

 

Темнокожие люди всей планеты вдруг разом очнулись и почувствовали зависть к тому, что это не они создали всю человеческую культуру. Не они написали великие литературные и музыкальные произведения, не они создали шедевры архитектуры и живописи, не они отправили в Космос исследовательские аппараты и проникли в тайны микромира. И теперь, обиженные, требуют преклонить колена именно перед ними, вообще ничего, кроме барабана, не придумавшими, потому что, по их убеждению, именно «Black Lives Matter». Первобытная зависть не хочет позволить им признать, что, вообще-то, жизни всех людей важны. Только жизни темнокожих имеют значение для них! Так теперь ещё и для нас, что ли?

 

Являясь мощным двигателем мирской жизни, зависть, при этом, выступает и как очень эффективный тормоз духовной жизни.

 

Трудно рассчитывать на райские обители, не избавившись от зависти, тем более, зная, что и за гробом тоже нет равенства. Сказано же: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звёзд; и звезда от звезды разнится в славе» (1Кор.15:41).

 

Иная слава в Царствии Небесном мучеников, иная исповедников, иная праведников, иная девственников, иная просто хороших людей.

 

Трудно в миру уклониться от зависти. Слишком много поводов.

 

Зависть, - эта раковая опухоль сознания, - инициируется глазами и ушами, и для того, чтобы удалиться от мирских поводов для зависти, люди, понявшие это,  и уходят в монастырь. А если это не помогает, - то ещё и дальше, - в скит.

 

Так, например, и поступили преподобные Сисой Великий, Моисей Мурин, Савва Освященный, Серафим Саровский; святители Филарет (Дроздов), Игнатий (Брянчанинов) Феофан Затворник и многие другие.

 

Но мы-то  - люди мирские. Куда нам от детей и внуков! И возможно ли, вообще, быть свободным от зависти, живя в миру?

 

Возможно! Хотя это - высший пилотаж человеческой натуры!

 

Ксения Петербургская, Матрона Московская, Прокопий Устюжский, Василий Блаженный, Серафим Вырицкий и многие другие смогли так жить.

 

Вот кому мы должны завидовать!

 

И мы все тоже сможем так жить, если поймём, что для зависти вообще-то у нас нет никаких оснований.

 

Всё, что человек имеет, он имеет, либо от Бога, либо от дьявола. Сам по себе ничего не может.

 

Бог, кому сочтёт полезным, может дать дарования Духа. «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. Но каждому даётся проявление Духа на пользу. Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:4-11).

 

Господи, дай и нам чего-нибудь чуть-чуть!

 

А вот яхты, красивые спутницы, дворцы и прочее материальное - это, как раз и не от Него.

 

Всё материальное, без всяких сомнений, сразу же будет нам дано, если, пав, поклонимся дьяволу (Мф.4:9). И тогда не мы, а нам все будут завидовать!

 

Вот, тот же царь Соломон! О яхтах его ничего не известно. А о красивых спутницах мы знаем, что было у него семьсот жён и триста наложниц (3Ц.11:3).  И ещё знаем, что «в золоте, которое приходило Соломону каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3Ц.10:14). С тех пор евреи считают число «шестьсот шестьдесят шесть» символом земного процветания и счастья.

 

Конечно, неплохо каждый год получать в личное пользование тридцать две тонны и семьсот семь килограммов чистого золота! Но, как оказалось, «делал Соломон неугодное пред очами Господа» (3Ц.11:1-6).

 

Земное процветание - это как раз плата от дьявола за неугодное пред очами Господа.

 

Но цена такого земного процветания для людей слишком серьёзна!

 

Не можем такую плату принять!

 

Андрей Большаков

 

Метки к статье: Большаков
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Зависть - двигатель материальной и тормоз духовной жизни"
Reschke Wilhelm

12 февраля 2021 01:45

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Замечательная, интересная познавательная работа. Читается на одном дыхании, не отрываясь. Так держать. Не завидуем, но радуемся! С нетерпением ждем дальнейших даров от Господа!
Имя:*
E-Mail:*