переправа



Как жить с алкоголиком?



Опубликовано: 11-04-2021, 09:29
Поделится материалом

Культура


Как жить с алкоголиком?

 

Про­бле­ма алко­голь­ной зави­си­мо­сти явля­ет­ся одной из тяже­лей­ших соци­аль­ных про­блем. В послед­ние годы в Рос­сии, несмот­ря на зна­чи­мое сни­же­ние упо­треб­ле­ния алко­го­ля в целом, сокра­ти­лось чис­ло людей, вооб­ще не упо­треб­ля­ю­щих алко­голь, а так­же уве­ли­чи­лось коли­че­ство смер­тей от алко­голь­ной зави­си­мо­сти. По неко­то­рым дан­ным, 70% смер­тей тру­до­спо­соб­ных граж­дан Рос­сии так или ина­че свя­за­но со зло­упо­треб­ле­ни­ем алкоголем.

 

Серьез­ней­шую про­бле­му пред­став­ля­ет собой моло­деж­ный алко­го­лизм, при кото­ром чаще речь идет об упо­треб­ле­нии пива, к кото­ро­му моло­дежь начи­на­ет при­об­щать­ся с 14–15 лет: при­мер­но в 85% слу­ча­ев частое упо­треб­ле­ние пива при­во­дит к пив­ной зави­си­мо­сти. При­чем, боль­шая часть моло­дых людей впер­вые полу­ча­ют алко­голь от роди­те­лей. Тре­вож­ное поло­же­ние и с жен­ским алкоголизмом.

 

Пьян­ство опас­но не толь­ко для отдель­но­го чело­ве­ка и его семьи, но и для обще­ства в целом. Для тех, кто столк­нул­ся с алко­го­лиз­мом – пьет сам или име­ет пью­ще­го близ­ко­го чело­ве­ка, – алко­голь­ная зави­си­мость явля­ет­ся насто­я­щей лич­ной трагедией.

 

Отдель­но сто­ит про­бле­ма соза­ви­си­мо­сти – болез­нен­но­го состо­я­ния, кото­рое свой­ствен­но род­ствен­ни­кам и близ­ким зави­си­мо­го чело­ве­ка (алко­го­ли­ка).

 

Как сохра­нить семью? Как помочь алко­го­ли­ку бро­сить пить? Как убе­дить его в том, что он нуж­да­ет­ся в помо­щи? Как убе­речь детей от пагуб­но­го вли­я­ния пью­ще­го роди­те­ля? Это лишь неко­то­рые про­бле­мы, реше­ние кото­рых ста­но­вит­ся для мно­гих людей неподъ­ем­ной тяже­стью и дела­ет их соза­ви­си­мы­ми пьянице.

 

Для отве­та на эти и мно­гие дру­гие вопро­сы необ­хо­ди­мо подроб­но рас­смот­реть явле­ние алко­го­лиз­ма в целом, т.к. без пони­ма­ния сути про­бле­мы невоз­мож­но ни избав­ле­ние от это­го неду­га, ни дей­ствен­ная помощь со сто­ро­ны близких.

 

Пьянство как выбор греха

 

Пра­во­слав­ная Цер­ковь, осо­зна­вая пагуб­ность гре­ха пьян­ства для наро­да, не может оста­вать­ся в сто­роне. «Цер­ковь рас­смат­ри­ва­ет алко­го­лизм как тяж­кое душев­ное забо­ле­ва­ние, сопро­вож­да­ю­ще­е­ся глу­бо­ки­ми повре­жде­ни­я­ми пси­хо­со­ма­ти­че­ско­го харак­те­ра, изле­че­ние кото­ро­го невоз­мож­но без осо­зна­ния боля­щим духов­ной при­ро­ды сво­е­го неду­га, пол­но­го и искрен­не­го пока­я­ния, обра­ще­ния к пол­но­те бла­го­да­ти Хри­сто­вой» – ука­зы­ва­ет­ся в Кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви по утвер­жде­нию трез­во­сти и про­фи­лак­ти­ке алкоголизма.

 

Сам по себе алко­го­лизм – это пора­же­ние чело­ве­ка сра­зу в несколь­ких плос­ко­стях: духов­ной, пси­хо­ло­ги­че­ской, физио­ло­ги­че­ской, соци­аль­ной. Духов­ное пора­же­ние – это страсть, кото­рая погло­ща­ет чело­ве­ка, порой настоль­ко, что при­во­дит к одер­жи­мо­сти. Пси­хо­ло­ги­че­ски алко­го­лизм обу­слов­лен обра­зо­ва­ни­ем зави­си­мо­сти от алко­го­ля, кото­рый, с одной сто­ро­ны дает воз­мож­ность для полу­че­ния удо­воль­ствия, с дру­гой же сто­ро­ны поз­во­ля­ет уйти от реаль­но­сти, ком­пен­си­ру­ет то, что не уда­лось обре­сти в реаль­ном мире. Физио­ло­ги­че­ский аспект алко­го­лиз­ма в том, что про­ис­хо­дит хро­ни­че­ское отрав­ле­ние орга­низ­ма алко­го­лем, что не толь­ко созда­ет физи­че­скую зави­си­мость от спирт­но­го, но и вызы­ва­ет пато­ло­гию внут­рен­них орга­нов, нару­ше­ние обме­на веществ, цен­траль­ной и пери­фе­ри­че­ской нерв­ной систе­мы, пси­хи­че­скую и лич­ност­ную дегра­да­цию. Соци­аль­но же алко­го­лизм про­яв­ля­ет­ся в над­ры­ве или пол­ном раз­ры­ве отно­ше­ний алко­го­ли­ка с людь­ми, он ста­но­вит­ся закон­чен­ным эго­и­стом и ради оче­ред­ной пор­ции спирт­но­го готов на самые низ­кие поступ­ки даже в отно­ше­нии самых близ­ких людей.

 

Свя­тые отцы видят в пьян­стве не толь­ко пагуб­ную страсть, а нечто гораз­до более серьез­ное. «Пьян­ство – враж­да на Бога» – утвер­жда­ет свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий. Рас­кры­вая эту мысль, он пояс­ня­ет: «пьян­ство не дает места Гос­по­ду, пьян­ство отго­ня­ет Свя­то­го Духа», посе­му «пьян­ство – нача­ло без­бо­жия, ибо оно омра­ча­ет разум, кото­рым обык­но­вен­но наи­бо­лее позна­ет­ся Бог». Все­му это­му мы видим под­твер­жде­ние в жиз­ни. Алко­го­ли­ки зача­стую не спо­соб­ны не толь­ко к бого­по­зна­нию, но даже не могут адек­ват­но вос­при­ни­мать реаль­ность, в пья­ной горяч­ке гото­вы на мно­гие гре­хов­ные поступки.

 

«Пьян­ство быва­ет виной мно­гих и тяж­ких гре­хов. Оно порож­да­ет ссо­ры, дра­ки с после­ду­ю­щи­ми кро­во­про­ли­ти­я­ми и убий­ства­ми, сквер­но­сло­вие, кощун­ство, хулу, доса­ды и оби­ды ближ­ним. Оно при­уча­ет лгать, льстить, гра­бить и похи­щать, что­бы было чем удо­вле­тво­рить страсть. Оно раз­жи­га­ет гнев и ярость. Оно при­во­дит к тому, что люди валя­ют­ся в гря­зи, как сви­ньи в боло­те, – сло­вом, дела­ет чело­ве­ка ско­том, сло­вес­но­го – бес­сло­вес­ным, так что не толь­ко внут­рен­нее состо­я­ние, но и внеш­ний чело­ве­че­ский вид часто изме­ня­ет. Поэто­му свя­той Зла­то­уст гово­рит: “Диа­вол ниче­го так не любит, как рос­кошь и пьян­ство, посколь­ку никто так не испол­ня­ет его злой воли, как пья­ни­ца”» – пишет свя­ти­тель Тихон Задон­ский.

 

Когда грех пьян­ства ста­но­вит­ся повсе­днев­ной реаль­но­стью для семьи, жизнь домо­чад­цев, не раз­де­ля­ю­щих этой стра­сти, ста­но­вит­ся невы­но­си­мой. Часты слу­чаи домаш­не­го наси­лия, кон­флик­тов на быто­вой поч­ве. Дети в таких семьях рас­тут в состо­я­нии посто­ян­но­го стрес­са, что не может не ска­зы­вать­ся на их пси­хи­ке. К тому же, с дет­ства видя пьян­ство, в под­рост­ко­вом воз­расте они сами неред­ко при­стра­ща­ют­ся к выпив­ке. Начав с пива, моло­дежь пере­хо­дит на более креп­кие напит­ки, а порой и нар­ко­ти­ки. Имен­но с бес­печ­но­сти по отно­ше­нию к алко­го­лю начи­на­ет­ся пьян­ство. Сна­ча­ла бутыл­ка пива, потом рюм­ка вод­ки за обе­дом, за ней шум­ные пья­ные ком­па­нии, и вот чело­век уже не мыс­лит сво­ей жиз­ни без выпив­ки. Выпив­ка ста­но­вит­ся обы­ден­но­стью. Грех погло­ща­ет чело­ве­ка, все свои стрем­ле­ния он пола­га­ет на то, что­бы удо­вле­тво­рить свою страсть.

 

«Пья­ный быва­ет хуже бес­но­ва­то­го: все мы жале­ем бес­но­ва­то­го, а на пья­ни­цу него­ду­ем и гне­ва­ем­ся. Поче­му? Пото­му что у того – болезнь от диа­воль­ской напа­сти, а у это­го – от бес­печ­но­сти; у того – от коз­ней вра­гов, у это­го – от коз­ней соб­ствен­ных помыс­лов» – пишет свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Имен­но поэто­му алко­го­лизм слож­но лечить – это след­ствие дли­тель­но­го упор­ства в гре­хе. Стрем­ле­ние сво­бод­ной воли в удо­вле­тво­ре­нии гре­хов­ной стра­сти в ито­ге пре­вра­ща­ет­ся в пора­бо­ще­нии воли это­му гре­ху. Толь­ко такое же острое жела­ние изба­вить­ся от зави­си­мо­сти, дви­же­ние сво­бод­ной воли в сто­ро­ну пока­я­ния и исправ­ле­ния, сопря­жен­ное с усерд­ной молит­вой и уча­сти­ем в цер­ков­ных Таин­ствах, может дать види­мые пло­ды. Но начи­на­ет­ся все с осо­зна­ния соб­ствен­ной гре­хов­но­сти и жела­ния изба­вить­ся от гре­ха. Вра­чи и пси­хо­ло­ги утвер­жда­ют, что без соб­ствен­но­го жела­ния алко­го­ли­ка выле­чить его невозможно.

 

Пьянство и алкоголизм. В чём разница?

 

В Меж­ду­на­род­ной клас­си­фи­ка­ции болез­ней МКБ-10 алко­го­лизм опре­де­ля­ет­ся как «син­дром зави­си­мо­сти» и отно­сит­ся к груп­пе «пси­хи­че­ских и пове­ден­че­ских рас­стройств, вызван­ных упо­треб­ле­ни­ем алко­го­ля». То есть об алко­го­лиз­ме гово­рят, когда сфор­ми­ро­ва­на болез­нен­ная зави­си­мость от алко­го­ля. Алко­го­лизм раз­ру­ша­ет физи­че­ское и пси­хи­че­ское здо­ро­вье чело­ве­ка, вызы­ва­ет дегра­да­цию лич­но­сти. И, конеч­но, пагуб­но ска­зы­ва­ет­ся на жиз­ни чело­ве­ка в целом.

 

Под пьян­ством пони­ма­ет­ся систе­ма­ти­че­ское зло­упо­треб­ле­ние алко­го­лем. При­чем, зло­упо­треб­лять мож­но по-раз­но­му. Чело­век может пить регу­ляр­но и часто, силь­но напи­ва­ясь – это самая тяже­лая сте­пень быто­во­го пьян­ства. Может напи­вать­ся вре­мя от вре­ме­ни – но тоже с явным пре­вы­ше­ни­ем «здо­ро­вой» дозы алко­го­ля и стра­дая на сле­ду­ю­щий день похме­льем. Или даже выпи­вая ред­ко, но при этом ухо­дя в запой на несколь­ко дней (в таких слу­ча­ях гово­рят об опре­де­лен­ной ста­дии алко­го­лиз­ма). Подоб­ные эпи­зо­ды пьян­ства вред­ны для здо­ро­вья и неред­ко вызы­ва­ют серьез­ные про­бле­мы в отношениях.

 

Боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей пьян­ства счи­та­ют, что тре­вож­ным при­зна­ком сле­ду­ет счи­тать нали­чие похмель­но­го син­дро­ма – имен­но он сви­де­тель­ству­ет о зло­упо­треб­ле­нии и о боль­шом рис­ке фор­ми­ро­ва­ния зависимости.

 

Суще­ству­ет и не столь оче­вид­ная для боль­шин­ства фор­ма быто­во­го пьян­ства. При­ня­то счи­тать, что если чело­век при­ни­ма­ет алко­голь­ные напит­ки, как гово­рит­ся, «по празд­ни­кам» – то есть, вре­мя от вре­ме­ни, не часто, и при этом не напи­ва­ет­ся, то это не пьян­ство. И чаще все­го так оно и есть. Но для мно­гих людей ста­ло нор­маль­ным еже­не­дель­ное, а порой и еже­днев­ное упо­треб­ле­ние неболь­шо­го коли­че­ства алко­го­ля. Одна­ко глав­ную опас­ность пред­став­ля­ет не кре­пость алко­го­ля и обя­за­тель­ное силь­ное опья­не­ние, а посто­ян­ство: посто­ян­ное упо­треб­ле­ние спирт­но­го рано или позд­но при­ве­дет к раз­ви­тию зависимости.

 

Огром­ное зна­че­ние при опре­де­ле­нии пьян­ства, осо­бен­но в неоче­вид­ной фор­ме, име­ет доза выпи­то­го. Опре­де­ля­ет­ся эта кри­тич­ная доза алко­го­ля вре­дом, кото­рый нано­сит­ся организму.

 

Сколько можно выпить без вреда для здоровья?

 

О том, суще­ству­ет ли вооб­ще без­вред­ная доза алко­го­ля, ведет­ся мно­го спо­ров. Одни уче­ные и вра­чи гово­рят, что даже 100 грамм вина нано­сят серьез­ный вред орга­низ­му, дру­гие счи­та­ют мини­маль­ные дозы алко­го­ля полез­ны­ми. В поль­зу и той, и дру­гой точ­ки зре­ния при­во­дят­ся раз­лич­ные аргу­мен­ты, иссле­до­ва­ния, теории.

 

Обыч­ные люди выби­ра­ют для себя ту точ­ку зре­ния, кото­рая боль­ше соот­вет­ству­ет их жиз­нен­но­му опы­ту. Одна­ко если согла­шать­ся, что опре­де­лен­ное коли­че­ство алко­го­ля полез­но, очень важ­но пони­мать – а где закан­чи­ва­ет­ся эта самая полез­ная доза?

 

Для того что­бы рас­счи­тать, какое коли­че­ство алко­го­ля отно­си­тель­но без­вред­но для орга­низ­ма, в 1987 году вве­ли поня­тие «стан­дарт­ная еди­ни­ца (доза) алко­го­ля», или юнит (unit). В оби­хо­де часто поль­зу­ют­ся сло­вом «дринк».

 

Во мно­гих стра­нах, в том чис­ле в Рос­сии, за одну еди­ни­цу алко­го­ля (юнит, дринк) при­ни­ма­ют 10 мл (8 г) чисто­го эта­но­ла. Это при­мер­ный объ­ем спир­та, кото­рый орга­низм сред­не­ста­ти­сти­че­ско­го взрос­ло­го чело­ве­ка может пере­ра­бо­тать в тече­ние часа (через час в кро­ви почти не оста­нет­ся сле­дов алко­го­ля). Одна­ко ско­рость выве­де­ния алко­го­ля из орга­низ­ма у людей не рав­на, поэто­му тре­бу­ет­ся инди­ви­ду­аль­ная кор­рек­ти­ров­ка дозы.

 

Сто­ит отме­тить, что в ряде стран за еди­ни­цу алко­го­ля берут зна­чи­тель­но боль­шие дозы спир­та: в США дринк равен 17,7 мл эти­ло­во­го спир­та, в Япо­нии – 25 мл, а в Гер­ма­нии и Фран­ции – 12,7 мл. Это свя­за­но с исто­ри­че­ским и куль­тур­ным опы­том государств.

 

В Рос­сии же, повто­рим, юнит равен 10 мл чисто­го спирта.

 

Мно­гие годы люди, регу­ляр­но упо­треб­ля­ю­щие алко­голь, успо­ка­и­ва­ли себя нор­ма­ти­ва­ми, опре­де­лен­ны­ми Все­мир­ной орга­ни­за­ци­ей здра­во­охра­не­ния. ВОЗ ука­зы­ва­ет кри­ти­че­ской дозой алко­го­ля, пре­вы­ше­ние кото­рой опас­но для здо­ро­вья, 21 дринк в неде­лю для муж­чин и 14 дрин­ков в неде­лю для жен­щин (а это доволь­но боль­шое коли­че­ство спирт­но­го – 2–3 бутыл­ки вина или око­ло бутыл­ки водки).

 

Нетруд­но пред­ста­вить себе, к чему при­ве­дет еже­не­дель­ное упо­треб­ле­ние тако­го зна­чи­тель­но­го коли­че­ства спирт­но­го. Важ­но пони­мать, что кри­ти­че­ская доза алко­го­ля озна­ча­ет не раз­ре­шен­ное и, тем более, не реко­мен­ду­е­мое коли­че­ство выпи­то­го. Это коли­че­ство выпи­то­го спир­та, после кото­ро­го ресур­сы орга­низ­ма по само­вос­ста­нов­ле­нию исто­ща­ют­ся, и появ­ля­ет­ся серьез­ный риск не толь­ко алко­го­лиз­ма, но и раз­лич­ных телес­ных болез­ней. При­чем, все люди раз­ные, и орга­низм неко­то­рых может доволь­но дол­го про­ти­во­сто­ять даже мак­си­маль­но допу­сти­мой дозе. Но для боль­шин­ства людей вред­ным будет даже зна­чи­тель­но мень­шее коли­че­ство алко­го­ля. Что и было под­твер­жде­но све­жи­ми науч­ны­ми исследованиями.

 

В веду­щем науч­но-меди­цин­ском жур­на­ле «Лан­цет» опуб­ли­ко­ва­ны резуль­та­ты тру­да уче­ных из Кем­бридж­ско­го Уни­вер­си­те­та во гла­ве с док­то­ром Андже­лой Вуд. Они изу­чи­ли состо­я­ние здо­ро­вья и уро­вень потреб­ле­ния алко­го­ля более 600 тысяч чело­век из 19 госу­дарств. Иссле­до­ва­ние пока­за­ло, что нор­мы ВОЗ вовсе на так безопасны.

 

Спе­ци­а­ли­сты при­шли к выво­ду, что:

 

  • регу­ляр­ное потреб­ле­ние 18 и более стан­дарт­ных еди­ниц алко­го­ля (units, они же «дрин­ки») в неде­лю сокра­ща­ет про­дол­жи­тель­ность жиз­ни в сред­нем на 5 лет;
  •  
  • от 10 до 15 еже­не­дель­ных «дрин­ков» уко­ра­чи­ва­ют жизнь на 1–2 года;
  •  
  • 5–10 «дрин­ков» в неде­лю – сокра­ща­ют жизнь при­мер­но на 6 месяцев.
  •  

То есть регу­ляр­ное упо­треб­ле­ние алко­го­ля, начи­ная с 5 дрин­ков в неде­лю, ока­зы­ва­ет нега­тив­ное вли­я­ние на про­дол­жи­тель­ность жиз­ни. А это – при­мер­но 2,5 бока­ла сухо­го вина или 5 рюмок вод­ки в неде­лю (при регу­ляр­ном употреблении).

 

Без­услов­но, при оцен­ке про­дол­жи­тель­но­сти жиз­ни сто­ит учи­ты­вать и наслед­ствен­ность (как основ­ной фак­тор), и эко­ло­гию, и при­выч­ки, и дру­гие усло­вия. Одна­ко дан­ное иссле­до­ва­ние было про­ве­де­но на очень широ­кой выбор­ке насе­ле­ния, и оно пока­за­ло зна­чи­мое вли­я­ние алко­го­ля на людей с самы­ми раз­ны­ми фак­то­ра­ми жизни.

 

Таким обра­зом, отно­си­тель­но без­опас­ной дозой алко­го­ля явля­ет­ся 5 стан­дарт­ных еди­ниц в неде­лю. Учи­ты­вая, что уче­ные реко­мен­ду­ют 2 дня в неде­лю абсо­лют­ной трез­во­сти, это доза – не более (а жела­тель­но – менее) 1 дрин­ка в день. Днев­ную дозу сто­ит учи­ты­вать и если чело­век пьет «ред­ко, но мет­ко». Не сто­ит думать, что если год не пил, то мож­но за раз выпить годо­вую дозу. Даже одно­крат­ный при­ем чрез­мер­ной дозы алко­го­ля может при­ве­сти к пло­хим послед­стви­ям, вплоть до леталь­но­го исхода.

 

Еже­днев­ные и еже­не­дель­ные нор­мы не исполь­зу­ют­ся в слу­чае сфор­ми­ро­ван­ной алко­голь­ной зави­си­мо­сти, так как алко­го­лик неред­ко дли­тель­ное вре­мя воз­дер­жи­ва­ет­ся от спирт­но­го (2–3 меся­ца), а потом в состо­я­нии «запоя» за 2–3 дня выпи­ва­ет месяч­ную «нор­му».

 

Есть еще одно инте­рес­ное иссле­до­ва­ние. Гене­ти­ки из Пен­силь­ван­ско­го уни­вер­си­те­та выяс­ни­ли, что меж­ду регу­ляр­ным быто­вым пьян­ством и алко­го­лиз­мом не все­гда есть пря­мая связь. На осно­ве иссле­до­ва­ния 275 тысяч чело­век раз­ных рас уче­ные выде­ли­ли 18 гене­ти­че­ских ком­би­на­ций, свя­зан­ных с регу­ляр­ной тягой к спирт­но­му. При этом 5 из этих ком­би­на­ций свя­за­ны толь­ко с алко­го­лиз­мом – то есть люди, обла­да­ю­щие таким гене­ти­че­ским набо­ром, при зло­упо­треб­ле­нии алко­го­лем с боль­шой веро­ят­но­стью ста­нут алко­го­ли­ка­ми. Осталь­ные 13 ком­би­на­ций не обя­за­тель­но при­ве­дут к фор­ми­ро­ва­нию болез­нен­ной зави­си­мо­сти. То есть для пре­кра­ще­ния пьян­ства чело­ве­ку нуж­но будет не меди­цин­ское лече­ние, а жела­ние бро­сить, осо­знан­ный выбор: пить или не пить. Одна­ко мало кто зна­ет, какой имен­но ком­би­на­ци­ей генов он обла­да­ет. Поэто­му не сто­ит наде­ять­ся на то, что имен­но у это­го чело­ве­ка нет био­ло­ги­че­ской пред­рас­по­ло­жен­но­сти к алко­го­лиз­му. Так­же часто быва­ет и с куре­ни­ем – люди дума­ют, что все­гда смо­гут бро­сить, и не заме­ча­ют, как ста­но­вят­ся зависимыми.

 

Так что нуж­но отно­сить­ся к любо­му слу­чаю пьян­ства как к ситу­а­ции зна­чи­тель­но­го рис­ка появ­ле­ния зависимости.

 

Алко­го­лизм фор­ми­ру­ет­ся посте­пен­но. На началь­ных ста­ди­ях он не отли­чим от быто­во­го пьян­ства. Но когда зави­си­мость уже сфор­ми­ро­ва­на, алко­го­ли­ки теря­ют спо­соб­ность само­сто­я­тель­но оста­но­вить свою тягу к спирт­но­му – раз­ве что на время.

 

Но если для кого-то непре­кра­ща­ю­ще­е­ся пьян­ство – не болезнь, а соб­ствен­ный сво­бод­ный выбор чело­ве­ка, то тут идет речь о созна­тель­ном выбо­ре греха.

 

Бесовское воздействие на алкоголика

 

Фор­ми­ро­ва­ние зави­си­мо­сти в пра­во­сла­вии рас­смат­ри­ва­ет­ся как уко­ре­не­ние в гре­хе. И если вра­чи и пси­хо­ло­ги гово­рят о том, что есть зна­чи­тель­ный риск фор­ми­ро­ва­ния зави­си­мо­сти, то Цер­ковь утвер­жда­ет, что упор­ство в гре­хе пьян­ства и неже­ла­ние исправ­ле­ния через пока­я­ние в ито­ге при­во­дит к силь­ной бесо­одер­жи­мо­сти. «Пьян­ство – это доб­ро­воль­но накли­ка­е­мый бес, через сла­сто­лю­бие втор­га­ю­щий­ся в душу» – пишет свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий.

 

Свя­тые отцы, рас­суж­дая о пьян­стве, одну из основ­ных его при­чин видят в невер­ном исполь­зо­ва­нии чело­ве­ком искон­ной потреб­но­сти в радо­сти, кото­рая при­ни­ма­ет каче­ствен­но иную фор­му сла­сто­лю­бия. Сла­сто­лю­би­вый не зна­ет меры в весе­лии, про­ис­хо­дя­ще­го от вина, и без­мер­ность про­из­во­дит во всем его суще­стве – физи­че­ском и духов­ном, силь­ное рас­строй­ство и пора­бо­ща­ет дья­во­лу. Дру­гая из суще­ствен­ных при­чин пьян­ства, как и мно­гих дру­гих гре­хов – гор­ды­ня. Одним из про­яв­ле­ний гор­ды­ни явля­ет­ся свое­во­лие. Алко­го­лик, несмот­ря на сла­бо­воль­ность в отно­ше­нии спирт­но­го, весь­ма свое­во­лен, со сто­ро­ны себя он прак­ти­че­ски не видит, не спо­со­бен к само­кри­ти­ке. Поэто­му не тер­пит кон­тро­ля со сто­ро­ны людей и пре­не­бре­га­ет запо­ве­дя­ми Божьи­ми. Пья­ни­ца уве­рен, что он сам себе хозя­ин и никто не впра­ве дик­то­вать ему как посту­пать. Имен­но поэто­му очень слож­но убе­дить тако­го чело­ве­ка в том, что он тяже­ло болен, и уго­во­рить лечить­ся. Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство алко­го­ли­ков не при­зна­ют себя таковыми.

 

Сла­сто­лю­би­вый и свое­воль­ный чело­век лег­ко ста­но­вит­ся игруш­кой в руках пад­ших духов. Пона­ча­лу это может не быть оче­вид­ным для само­го алко­го­ли­ка, но впо­след­ствии бесы выхо­дят на «пря­мой кон­такт». Лука­вые духи завла­де­ва­ют мыс­ля­ми, дик­ту­ют дей­ствия, появ­ля­ют­ся все при­зна­ки одер­жи­мо­сти. Так, напри­мер, явле­ние, извест­ное как «белая горяч­ка», сопро­вож­да­ет­ся угро­жа­ю­щи­ми виде­ни­я­ми бесов, кото­рые неред­ко про­во­ци­ру­ют чело­ве­ка на само­убий­ство. Мно­гие оши­боч­но пола­га­ют, что белая горяч­ка насту­па­ет в состо­я­нии алко­голь­но­го опья­не­ния и явля­ет­ся состо­я­ни­ем изме­нен­но­го созна­ния, в кото­ром нахо­дит­ся силь­но пья­ный чело­век. Одна­ко, это не так, белая горяч­ка насту­па­ет после пре­кра­ще­ния упо­треб­ле­ния алко­го­ля, чело­век нахо­дит­ся не в помут­нен­ном созна­нии и адек­ват­но вос­при­ни­ма­ет реаль­ность. И бесы ста­но­вят­ся для него этой реаль­но­стью – явля­ют­ся откры­то. Мно­гие алко­го­ли­ки, пере­жив­шие состо­я­ние белой горяч­ки, опи­сы­ва­ют явле­ния лука­вых духов очень похо­же. Для нагляд­но­сти мож­но при­ве­сти неболь­шой отры­вок из рас­ска­за быв­ше­го алко­го­ли­ка (весь рас­сказ мож­но про­чи­тать по ссыл­ке):

 

«Богом остав­лен­ный алко­го­лик, я вер­нул­ся в свою ком­нат­ку-кре­пость и три дня и три ночи читал мое­го само­го люби­мо­го писа­те­ля Ф. М. Досто­ев­ско­го. Не спал, не курил, не ел. И Бог опять, вто­рой раз, уже более гроз­но, посе­тил меня. Вме­сто вос­хи­ще­ния отро­че­ства, у меня появи­лось вол­не­ние, я услы­шал голос жены мое­го отца, кото­рый при­зы­вал меня нака­зать. В силь­ном вол­не­нии я выбе­жал на ули­цу и уви­дел на газоне несколь­ко десят­ков све­тя­щих­ся фигур. Они сиде­ли кру­га­ми и, как мне пока­за­лось, игра­ли в кар­ты. Поче­му-то в голо­ве мельк­ну­ла мысль — бесы. Я упал на коле­ни и взмо­лил­ся: “Гос­по­ди, Ты есть?!” И свер­ху, когда я молил­ся, отку­да-то намно­го выше туч и неба, пря­мо на меня устре­мил­ся луч. В испу­ге я пре­кра­тил молить­ся и луч исчез, а бесы оста­лись. Я стрем­глав побе­жал про­сить про­ще­ния у жены отца. Застал ее в хоро­шем рас­по­ло­же­нии духа и полу­чил про­ще­ние. Завя­за­лась теп­лая бесе­да. Но в это самое вре­мя со мной гово­рил “голос”, его никто не слы­шал, кро­ме меня. Он мне объ­яс­нял, что у меня открыл­ся дар все­ве­де­ния поту­сто­рон­не­го мира, он будет мне помо­гать, и с его помо­щью я ста­ну зна­ме­ни­тым и буду обла­дать всем, чего захо­чу. С этим “голо­сом” я уехал к себе домой. Дома он насто­я­тель­но стал меня про­сить выбро­сить­ся из окна, на что я ему воз­ра­зил, что я же разо­бьюсь. Он отве­чал, что со мной ниче­го не слу­чит­ся. Я схит­рил и спу­стил­ся с пято­го эта­жа по лест­ни­це. Какой гнев и злость были в этом голо­се после мое­го непо­слу­ша­ния! Что тут нача­лось! К этим бесам на газоне при­ба­вил­ся гигант­ский воз­душ­ный бес, кото­рый летал с необык­но­вен­ной быст­ро­той и изме­нял свою внеш­ность. Над моей голо­вой появи­лась целая эскад­ра воз­душ­ных бесов, кото­рые со страш­ны­ми завы­ва­ни­я­ми бро­си­лись свер­ху штур­мо­вать мою ком­нат­ку. На лест­нич­ной пло­щад­ке появи­лись бесы в паль­то и кеп­ках. Они нача­ли сту­чать в дверь, пыта­ясь ее открыть. Всю эту вак­ха­на­лию я видел сквозь сте­ны и дверь. В это вре­мя появи­лась ско­рая помощь, вызван­ная, как ока­за­лось, моей женой. Не дай вам Бог уви­деть то, что я уви­дел! Неда­ром об этом пре­ду­пре­ждал пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский. Пре­по­доб­но­му Анто­нию Вели­ко­му, как извест­но из исто­рии Церк­ви, было дано Богом доста­точ­но дли­тель­ное вре­мя видеть такой кош­мар. И дру­гие отцы Церк­ви виде­ли и слы­ша­ли подоб­ную мер­зость непро­дол­жи­тель­ное вре­мя, т.к. от это­го мож­но сой­ти с ума. Как я понял поз­же, мне, хотя я чело­век мно­го­греш­ный, дано было это видеть во вра­зум­ле­ние, созна­вая все свое “нут­ро”, где я есть, и что меня ожидает».

 

Пьян­ство явля­ет­ся при­чи­ной и мно­гих дру­гих гре­хов: «Оно порож­да­ет ссо­ры, дра­ки с после­ду­ю­щи­ми кро­во­про­ли­ти­я­ми и убий­ства­ми, сквер­но­сло­вие, кощун­ство, хулу, доса­ды и оби­ды ближ­ним. Оно при­уча­ет лгать, льстить, гра­бить и похи­щать, что­бы было чем удо­вле­тво­рить страсть. Оно раз­жи­га­ет гнев и ярость. Оно при­во­дит к тому, что люди валя­ют­ся в гря­зи, как сви­ньи в боло­те, – сло­вом, дела­ет чело­ве­ка ско­том, сло­вес­но­го – бес­сло­вес­ным, так что не толь­ко внут­рен­нее состо­я­ние, но и внеш­ний чело­ве­че­ский вид часто изме­ня­ет» – пишет свя­ти­тель Тихон Задон­ский. Апо­стол Павел напря­мую свя­зы­ва­ет пьян­ство с блу­дом: «не упи­вай­тесь вином, от кото­ро­го быва­ет рас­пут­ство» (Еф.5:18). Свя­ти­тель Фео­фан трак­ту­ет это поня­тие в более широ­ком смыс­ле, чем мы сей­час его пони­ма­ем. «Блуд – рас­пут­ство, раз­гуль­ная жизнь, все­сто­рон­няя рас­пу­щен­ность и раз­врат­ность. Упи­ва­ние – матерь и пита­тель­ни­ца всех поро­ков; и раз­дра­жи­тель­ную часть оно раз­жи­га­ет. Свя­той Иоанн Зла­то­уст гово­рит: «Оно дела­ет нас вспыль­чи­вы­ми и дерз­ки­ми, и стре­ми­тель­ны­ми, раз­дра­жи­тель­ны­ми и неснос­ны­ми». Но пря­мее все­го оно раз­мно­жа­ет блуд­ные дела. Ибо «чре­во, крайне раз­го­ря­чен­ное, пенит­ся похо­тию», как выра­жа­ет­ся бла­жен­ный Иероним».

 

Последствия пьянства

 

Пьян­ство раз­ру­ша­ет орга­низм и при­во­дит к мно­же­ству про­блем для лич­но­сти и обще­ства, а так­же вызы­ва­ет серьез­ные духов­ные повреждения.

 

Вред для здоровья

 

Регу­ляр­ное упо­треб­ле­ние алко­го­ля при­во­дит к хро­ни­че­ской инток­си­ка­ции орга­низ­ма. У чело­ве­ка фор­ми­ру­ет­ся асте­ни­че­ский син­дром с быст­рой утом­ля­е­мо­стью и общей сла­бо­стью. На началь­ных ста­ди­ях инток­си­ка­ции пери­о­ди­че­ски воз­ни­ка­ют тош­но­та и рво­та, но посте­пен­но фор­ми­ру­ет­ся устой­чи­вость к алко­го­лю, и эти симп­то­мы про­па­да­ют, как и отвра­ще­ние к алко­го­лю на сле­ду­ю­щий день после того, как «пере­брал». Более того – алко­голь начи­на­ет вос­при­ни­мать­ся как лекар­ство от похмель­но­го син­дро­ма, фор­ми­ру­ет­ся внут­рен­нее ощу­ще­ние полез­но­сти спиртного.

 

Алко­голь вызы­ва­ет силь­ное обез­во­жи­ва­ние, орга­низм ста­ра­ет­ся удер­жать воду, и появ­ля­ют­ся замет­ные оте­ки. Посто­ян­ное упо­треб­ле­ние алко­го­ля нару­ша­ет обмен веществ, вызы­вая рас­строй­ства пище­ва­ри­тель­ной, эндо­крин­ной, сер­деч­но-сосу­ди­стой и дру­гих систем. Все это ска­зы­ва­ет­ся на внеш­но­сти пья­ни­цы. При дли­тель­ной зави­си­мо­сти даже моло­дой чело­век может выгля­деть, как ста­рик. Внут­рен­ние орга­ны пыта­ют­ся выве­сти ток­си­ны из орга­низ­ма, но из-за вновь посту­па­ю­щих доз не справ­ля­ют­ся с этой зада­чей. В резуль­та­те сни­жа­ет­ся иммун­ная защи­та орга­низ­ма, повы­ша­ет­ся вос­при­им­чи­вость к любым инфек­ци­ям, может начать­ся посте­пен­ное раз­ру­ше­ние опре­де­лен­ных тка­ней тела: воло­сы и зубы ста­но­вят­ся хруп­ки­ми и начи­на­ют выпа­дать. На опре­де­лен­ной ста­дии алко­го­лиз­ма начи­на­ют раз­ру­шать­ся внут­рен­ние орга­ны. В первую оче­редь стра­да­ют желу­доч­но-кишеч­ный тракт, печень, сер­деч­но-сосу­ди­стая систе­ма. Из-за отка­за тех или иных орга­нов в резуль­та­те алко­го­лиз­ма может насту­пить смерть.

 

Чрез­мер­ное пьян­ство может при­ве­сти к метал­ко­голь­ным пси­хо­зам: алко­голь­но­му дели­рию («белой горяч­ке»), алко­голь­но­му гал­лю­ци­о­но­зу, бре­до­во­му пси­хо­зу, алко­голь­ной энце­фа­ло­па­тии – эти состо­я­ния внешне очень похо­жи на сума­сше­ствие. Мно­гие иссле­до­ва­те­ли схо­дят­ся в том, что они име­ют не толь­ко физио­ло­ги­че­скую, но и духов­ную при­ро­ду. В состо­я­нии опья­не­ния чело­век неред­ко попа­да­ет в раз­лич­ные несчаст­ные слу­чаи, полу­ча­ет трав­мы. На ста­дии пси­хо­зов неред­ки попыт­ки самоубийства.

 

Вред для личности

 

Эта­нол раз­ру­ша­ет нерв­ную систе­му, при­во­дит к гибе­ли кле­ток моз­га. У алко­го­ли­ков даже фор­ми­ру­ет­ся осо­бое «стро­е­ние» опре­де­лен­ных зон моз­га. В резуль­та­те появ­ля­ют­ся рас­строй­ства сна, сни­же­ние интел­лек­та, эмо­ци­о­наль­ная неадек­ват­ность. У пью­щих людей сни­жа­ет­ся спо­соб­ность сосре­до­та­чи­вать­ся и запо­ми­нать что-то. После запо­ев наблю­да­ют­ся серьез­ные про­ва­лы в памя­ти, со вре­ме­нем ста­но­вясь повседневными.

 

Кри­тич­ность суж­де­ний и само­оцен­ки сни­жа­ет­ся уже на эта­пе быто­во­го пьян­ства. Мни­тель­ный чело­век может про­яв­лять силь­ное чув­ство рев­но­сти. Он будет насто­ро­жен по отно­ше­нию к окру­жа­ю­щим. Неред­ко пья­ни­цы хва­ста­ют­ся, выпя­чи­ва­ют соб­ствен­ные досто­ин­ства, любят рас­ска­зы­вать о сво­их похож­де­ни­ях и подви­гах. При этом они мно­го «сочи­ня­ют» и сами начи­на­ют верить в свои выдумки.

 

С фор­ми­ро­ва­ни­ем серьез­ной зави­си­мо­сти алко­го­лик вооб­ще пере­ста­ет адек­ват­но вос­при­ни­мать про­ис­хо­дя­щее, ему может отка­зать чув­ство само­со­хра­не­ния. Пьян­ство изме­ня­ет саму лич­ность чело­ве­ка, само­кон­троль ста­но­вит­ся неадек­ват­ным, неко­то­рые харак­те­ро­ло­ги­че­ские чер­ты при­об­ре­та­ют раз­ду­тый вид.

 

Алко­голь пагуб­но ска­зы­ва­ет­ся и на мораль­ных каче­ствах чело­ве­ка. Отда­ва­ясь гре­ху, чело­век меня­ет­ся до неузна­ва­е­мо­сти. Пона­ча­лу про­яв­ля­ю­ще­е­ся чув­ство вины вызы­ва­ет жела­ние «залить» ее новы­ми доза­ми алко­го­ля, а затем про­па­да­ет. Ради алко­го­ля чело­век ста­но­вит­ся лжи­вым эго­и­стом, не счи­та­ю­щим­ся с чув­ства­ми дру­гих людей. При этом он про­яв­ля­ет изво­рот­ли­вость и хит­рость. Ради при­об­ре­те­ния спирт­но­го зави­си­мый может про­сить мило­сты­ню (неред­ко воз­ле хра­мов встре­ча­ют­ся такие попро­шай­ки), красть из дома, или даже совер­шить гра­беж или дру­гое преступление.

 

Пья­ный и вооб­ще пью­щий чело­век может про­яв­лять себя по-раз­но­му. Один ста­но­вит­ся цинич­ным, раз­дра­жи­тель­ным, при­дир­чи­вым, агрес­сив­ным. Дру­гой про­яв­ля­ет бла­го­ду­шие, ста­но­вит­ся лег­ким в обще­нии. Одна­ко из-за интел­лек­ту­аль­ной и эмо­ци­о­наль­ной дегра­да­ции, осо­бен­но уси­лен­ной опья­не­ни­ем, его выска­зы­ва­ния при­об­ре­та­ют харак­тер баналь­ных рече­вых штам­пов, шут­ки ста­но­вят­ся «плос­ки­ми». Есть даже такое поня­тие: «алко­голь­ный юмор». Неко­то­рые алко­го­ли­ки ста­но­вят­ся пас­сив­ны­ми, вялыми.

 

Одна­ко при любом вари­ан­те пове­де­ния посте­пен­но про­ис­хо­дит пол­ная дегра­да­ция личности.

 

Вред для общества

 

Посколь­ку у пью­ще­го чело­ве­ка меня­ет­ся систе­ма цен­но­стей, это неиз­беж­но изме­ня­ет его соци­аль­ное пове­де­ние. Он все чаще сле­ду­ет свои стра­стям, пока пол­но­стью не отда­ет­ся гре­ху. Воз­ни­ка­ют про­бле­мы на рабо­те (или в уче­бе). Пре­не­бре­же­ние обя­зан­но­стя­ми зача­стую при­во­дит к уволь­не­нию или отчис­ле­нию. Пора­бо­тать такой чело­век может согла­сить­ся – ради денег на выпивку.

 

Выпив­ка заме­ня­ет собой все увле­че­ния чело­ве­ка. Всё, что не свя­за­но с выпив­кой, пере­ста­ет его радо­вать, кажет­ся неин­те­рес­ным, вызы­ва­ет ску­ку. Неред­ко вме­сте с алко­голь­ной зави­си­мо­стью у чело­ве­ка появ­ля­ет­ся и дру­гая зави­си­мость – куре­ние, азарт­ные, кар­точ­ные или ком­пью­тер­ные игры.

 

Воз­ни­ка­ют про­бле­мы с окру­жа­ю­щи­ми людь­ми. Алко­го­лик неред­ко ведет себя асо­ци­аль­но, так как у него сни­же­на кри­тич­ность мыш­ле­ния, а настро­е­ние склон­но к пере­па­дам. Он может уда­рить ребен­ка или ста­ри­ка, нагру­бить кому угод­но, зате­ять дра­ку. В семье алко­го­лик зача­стую ста­но­вит­ся дес­по­том и домаш­ним тира­ном, при­бе­гая к эмо­ци­о­наль­но­му, сек­су­аль­но­му и физи­че­ско­му наси­лию. При этом пья­ни­ца вовсе не счи­та­ет себя в чем-то вино­ва­тым, отка­зы­ва­ет­ся при­зна­вать свою зави­си­мость – он воз­ла­га­ет вину за свои неуда­чи на других.

 

Сто­ит отме­тить, что алко­го­лик, отка­зав­ший­ся от мораль­ных цен­но­стей, спа­и­ва­ет дру­гих людей. Для мно­гих пья­ниц ста­но­вит­ся важ­ным напо­ить дру­го­го чело­ве­ка, осо­бен­но непью­ще­го, в том чис­ле выле­чив­ших­ся алкоголиков.

 

На послед­ней ста­дии алко­го­лиз­ма насту­па­ет пол­ная лич­ност­ная и соци­аль­ная дегра­да­ция, вплоть до утра­ты ком­му­ни­ка­тив­ных навы­ков (алко­го­лик теря­ет спо­соб­ность гово­рить и пони­мать чужую речь). Алко­го­ли­ки часто ведут пара­зи­ти­че­ский образ жиз­ни, игно­ри­руя гиги­е­ну и забы­вая поесть. Хро­ни­че­ский алко­го­лизм при­во­дит к пол­ной изо­ля­ции от соци­у­ма, к раз­ру­ше­нию всех отно­ше­ний – в том чис­ле, семьи, к интел­лек­ту­аль­ной и лич­ност­ной дегра­да­ции, к пора­же­нию жиз­нен­но важ­ных орга­нов вплоть до смер­тель­но­го исхода.

 

Духов­ное повреждение

 

Алко­го­лик дегра­ди­ру­ет не толь­ко физи­че­ски, лич­ност­но, но и духов­но. Под­чи­нив свою волю гре­ху, попав под силь­ное бесов­ское воз­дей­ствие, он теря­ет навы­ки духов­ной жиз­ни. «В душу, осквер­нен­ную пьян­ством, не вой­дут пост и молит­ва» – пишет свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий. Пост и молит­ву Хри­стос ука­зы­ва­ет как инстру­мен­ты борь­бы с лука­вы­ми духа­ми: «сей же род изго­ня­ет­ся толь­ко молит­вою и постом» (Мф.17:21). Поэто­му алко­го­лик, чей ум помра­чен пьян­ством, лишен лич­ной молит­вы и навы­ка воз­дер­жа­ния в посте, ста­но­вит­ся наи­бо­лее уяз­вим для бесов. Через дей­ствие стра­сти пад­шие духи иска­жа­ют вер­ное вос­при­я­тие реаль­но­сти чело­ве­ком. Они ста­ра­ют­ся под­дер­жи­вать у него лож­ные убеж­де­ния, застав­ля­ют без­дум­но про­жи­гать свою жизнь. Понуж­да­ют сопро­тив­лять­ся пока­я­нию, молит­ве, посту, искать оправ­да­ния сво­ей пороч­ной жиз­ни. Дегра­да­ция духов­ной жиз­ни порой выра­жа­ет­ся в яром непри­я­тии помо­щи Церк­ви, пья­ни­ца ста­но­вит­ся в рез­ко отри­ца­тель­ную пози­цию по отно­ше­нию ко все­му, что свя­за­но с ней. В этом так­же есть про­яв­ле­ние бесов­ской одер­жи­мо­сти – бесы не тер­пят Таинств и молитвы.

 

Алкоголизм в семье и созависимость

 

Алко­го­лизм – это беда не толь­ко одно­го чело­ве­ка, но и окру­жа­ю­щих его людей. Если на рабо­чем месте алко­го­ли­ка никто не тер­пит и его уволь­ня­ют, а дру­зья, если не раз­де­ля­ют увле­че­ния, отво­ра­чи­ва­ют­ся, то для семьи алко­го­лизм одно­го из чле­нов ста­но­вит­ся общей про­бле­мой. Неред­ки слу­чаи, когда в семье не один, а сра­зу два или несколь­ко алкоголиков.

 

Несмот­ря на то, что про­бле­ма дале­ко не нова и вопрос алко­го­лиз­ма доста­точ­но хоро­шо изу­чен, в обще­стве быту­ет две точ­ки зре­ния на алко­го­ли­ков. Одни люди счи­та­ют, что алко­го­лизм – это болезнь, чело­век не вино­ват в том, что он алко­го­лик, про­сто он болен. Его надо лечить. Дру­гие пола­га­ют, что алко­го­ли­ки вполне спо­соб­ны не пить. А раз пьют, да ещё так, что про­пи­ва­ют и дом, и семью, и совесть, то сами вино­ва­ты. Жене от мужа-алко­го­ли­ка надо бежать. Роди­те­лям сына или дочь-алко­го­ли­ка надо нака­зы­вать и луч­ше вос­пи­ты­вать. В зави­си­мо­сти от того, как люди пони­ма­ют при­чи­ны алко­го­лиз­ма, они и свои отно­ше­ния с алко­го­ли­ка­ми выстра­и­ва­ют. Одни их жале­ют, дру­гие презирают.

 

Боль, кото­рую алко­го­ли­ки при­чи­ня­ют сво­им близ­ким, труд­но изме­рить. Даже после избав­ле­ния от про­бле­мы (в луч­шем вари­ан­те – исце­ле­ни­ем, но быва­ет, что толь­ко после раз­во­да или смер­ти алко­го­ли­ка) чело­век, кото­рый был вынуж­ден соиз­ме­рять свою жизнь с жиз­нью пья­ни­цы, оста­ёт­ся настоль­ко поко­рё­жен­ным внут­ренне, что тре­бу­ет­ся мно­го сил и вре­ме­ни, что­бы зале­чить душев­ные раны.

 

Это состо­я­ние, кото­рое порож­да­ет­ся вынуж­ден­ной под­строй­кой под алко­го­ли­ка, и назы­ва­ют соза­ви­си­мо­стью. Полу­ча­ет­ся, что напря­мую от алко­го­ля зави­сим один чело­век, но его близ­кие так или ина­че свя­за­ны с этой про­бле­мой. Хотя сами они не испы­ты­ва­ют болез­нен­ной тяги к алко­го­лю, боль­шая часть нега­тив­ных послед­ствий зави­си­мо­сти напря­мую ока­зы­ва­ет вли­я­ние на всю их жизнь. Поэто­му близ­ких людей алко­го­ли­ка так и назы­ва­ют – созависимыми.

 

Соза­ви­си­мость – это кон­цен­тра­ция вни­ма­ния на болез­ни дру­го­го чело­ве­ка, увле­чен­ность его болез­нью. Близ­кие при­вя­за­ны к боль­но­му чело­ве­ку, любят его, жела­ют добра. И гото­вы, несмот­ря ни на что, под­дер­жи­вать его и идти с ним до кон­ца. Имен­но это ста­но­вит­ся типич­ной ошиб­кой, от кото­рой воз­ни­ка­ет соза­ви­си­мость, когда соза­ви­си­мые уже сами не спо­соб­ны адек­ват­но оце­ни­вать ситу­а­цию. Так, мате­ри часто гото­вы пол­но­стью жерт­во­вать собой ради детей-алко­го­ли­ков, ведясь на их мани­пу­ля­ции, слов­но не видят, что пагуб­ная страсть пре­вра­ща­ет детей в живых мерт­ве­цов. Алко­го­ли­ку нуж­ны день­ги на бутыл­ку, мать, видя то, как сын муча­ет­ся от похме­лья, дает ему денег на опо­хмел. Сын-алко­го­лик вору­ет из дома цен­ные вещи и про­да­ет, а мать закры­ва­ет на это гла­за, жалея его. Пья­ни­ца совер­ша­ет пре­ступ­ле­ние и ему гро­зит тюрем­ное заклю­че­ние, а мать про­да­ет послед­ние вещи из дома, что­бы изба­вить его от нака­за­ния. Таких оче­вид­ных при­ме­ров мож­но при­во­дить мно­же­ство. А есть и не вполне оче­вид­ные фак­то­ры, кото­рые дела­ют чле­нов семей соза­ви­си­мы­ми. Так, напри­мер, близ­кие род­ствен­ни­ки пью­ще­го чело­ве­ка все свое содер­жа­ние внут­рен­ней жиз­ни при­но­сят в жерт­ву – все мыс­ли, дей­ствия, жела­ния, молит­вы так или ина­че свя­за­ны с пья­ни­цей. Про­ис­хо­дит некое пол­ное погру­же­ние в про­бле­му и это ста­но­вит­ся смыс­лом жизни.

 

Соза­ви­си­мые огра­ни­чи­ва­ют круг обще­ния в уго­ду пья­ни­це, если он запре­ща­ет общать­ся с кем-то, или из-за того, что стыд­но пока­зать кому-то свою беду. Вдо­ба­вок с алко­го­ли­ком, даже если он еще не совсем «опу­стил­ся», не в любую ком­па­нию пой­дешь – с кем-то он может напить­ся, уйти в запой, устро­ить пья­ный дебош.

 

Рас­пре­де­ле­ние семей­но­го бюд­же­та тоже под­чи­не­но зави­си­мо­сти. Пья­ные могут не толь­ко отби­рать день­ги или тре­бо­вать купить им спирт­ное, но и вле­зать в дол­ги, про­да­вать лич­ные вещи чле­нов семьи и вооб­ще семей­ное имущество.

 

Соза­ви­си­мые пере­стра­и­ва­ют сво­ей рабо­чий гра­фик и пла­ны на отдых так, что­бы это поз­во­ля­ло избе­гать кон­флик­тов с пью­щим род­ствен­ни­ком и помо­га­ло сохра­нять иллю­зию кон­тро­ля над ситуацией.

 

Соза­ви­си­мый супруг даже детей вос­пи­ты­ва­ет с уче­том тре­бо­ва­ний алко­го­ли­ка и в стра­хе, что какое-то пове­де­ние ребен­ка может вызвать вспыш­ку пья­но­го гне­ва или же срыв в запой. Дети алко­го­ли­ков часто при­уча­ют­ся вести себя «тише воды ниже тра­вы», осо­бен­но если папа/мама «не в настроении».

 

Соза­ви­си­мые люди часто пола­га­ют, что они совер­ша­ют нечто доб­рое, по-хри­сти­ан­ски пра­виль­ное, ими дви­жет любовь к близ­ко­му чело­ве­ку. Но на самом деле такой под­ход боль­ше вре­дит алко­го­ли­ку, чем при­но­сит поль­зы. Любя­щим людям свой­ствен­но закры­вать гла­за на гре­хи тех, кого они любят. Тут кро­ет­ся типич­ная ошиб­ка, любовь – это не пота­ка­ние гре­ху, и нель­зя ста­вить знак равен­ства меж­ду пья­ни­цей и пьян­ством. С гре­хом надо бороть­ся, а греш­ни­ка – любить. Любовь – это не пья­но­го из под­во­рот­ни домой на себе тащить, и с утра на опо­хмел давать, а выра­зить свое чет­кое несо­гла­сие с любы­ми про­яв­ле­ни­я­ми алко­го­лиз­ма. Как бы жал­ко не было пья­ни­цу, нуж­но най­ти в себе силы про­ти­во­сто­ять его мани­пу­ля­ци­ям, угро­зам, шан­та­жу, на кото­рые часто спо­соб­ны алкоголики.

 

Соза­ви­си­мым людям, в первую оче­редь, самим необ­хо­ди­ма ква­ли­фи­ци­ро­ван­ная помощь пси­хо­ло­гов и Церк­ви. Факт того, что близ­кие род­ствен­ни­ки явля­ют­ся мол­ча­ли­вы­ми пота­ка­те­ля­ми гре­ха пьян­ства, тре­бу­ет хри­сти­ан­ско­го осмыс­ле­ния. Хри­сти­а­нин не дол­жен участ­во­вать в гре­хе сво­е­го ближ­не­го, даже если про­ти­во­сто­я­ние гре­ху обо­им при­но­сит душев­ные и физи­че­ские стра­да­ния. Любое пота­ка­ние или мол­ча­ли­вое согла­сие с гре­хом близ­ко­го тре­бу­ет искрен­не­го покаяния.

 

Тут важ­но ска­зать о том, что дале­ко не вся­кий пси­хо­лог будет иметь пра­во­слав­ный взгляд на про­бле­му пьян­ства в семье. Обыч­но свет­ские пси­хо­ло­ги сове­ту­ют соза­ви­си­мым людям отстра­нять­ся от алко­го­ли­ка, дистан­ци­ро­вать­ся, зани­мать­ся собой – это помо­жет изба­вить­ся от соза­ви­си­мо­сти и даст воз­мож­ность взгля­нуть на про­бле­му со сто­ро­ны. А как это мож­но сде­лать, когда еже­днев­но на про­тя­же­нии недель, меся­цев, лет видишь сво­е­го близ­ко­го, все боль­ше и боль­ше уто­па­ю­ще­го в гре­хе? Какое осно­ва­ние мож­но пред­ло­жить, что­бы бро­сить люби­мо­го чело­ве­ка в беде? По-хри­сти­ан­ски будет не бро­сать чело­ве­ка, а вве­рить его попе­че­нию Божи­е­му. Любить – это зна­чит не пере­оце­ни­вать свою зна­чи­мость, а дать воз­мож­ность Богу дей­ство­вать. И для это­го порой, дей­стви­тель­но, нуж­но само­устра­нить­ся и усерд­но молить Бога о помо­щи. «Невоз­мож­ное чело­ве­кам воз­мож­но Богу» – эти сло­ва Спа­си­те­ля все­ля­ют надеж­ду на то, что даже в самых без­на­деж­ных ситу­а­ци­ях Бог может помочь. Те пути, кото­ры­ми Он будет это делать, ведо­мы лишь Ему одно­му. Вот поче­му соза­ви­си­мый чело­век дол­жен оста­вить свое­во­лие и не мешать Богу дей­ство­вать. Для это­го есть наи­важ­ней­шее необ­хо­ди­мое усло­вие – вера. Вера нуж­на и алко­го­ли­ку, и соза­ви­си­мо­му. Вера поз­во­ля­ет Гос­по­ду вой­ти в жизнь и всё упра­вить. И имен­но соза­ви­си­мые чле­ны семьи долж­ны делать пер­вый шаг. Имен­но им, в первую оче­редь, необ­хо­ди­мо идти в храм и к пра­во­слав­ным пси­хо­ло­гам. Пото­му как если они будут лечить лишь пья­ни­цу, а сами будут пота­кать его стра­стям и мани­пу­ля­ци­ям, то ниче­го доб­ро­го из это­го не получится.

 

Как жить с алкоголиком?

 

Рас­смот­рев про­бле­му алко­го­лиз­ма, отве­тим на вопрос – как жить с алко­го­ли­ком? На самом деле в ситу­а­ции, когда в доме слу­чи­лась беда и один из домо­чад­цев при­стра­стил­ся к спирт­но­му, есть все­го два реше­ния – остать­ся или уйти. Этот выбор сугу­бо инди­ви­ду­аль­ный и зави­сит от мно­же­ства фак­то­ров. Остать­ся – это зна­чит бороть­ся. А для это­го есть опре­де­лен­ные условия.

 

Пер­вое необ­хо­ди­мое усло­вие – осо­зна­ние. Если алко­го­лик не при­зна­ет себя тако­вым, то и лечить­ся он не захо­чет. Еще хуже, когда близ­кие не при­зна­ют в члене сво­ей семьи алко­го­ли­ка. Зву­чат оправ­да­ния: «он/она про­сто выпи­ва­ет по празд­ни­кам, как и все», «ниче­го страш­но­го в паре рюмок за обе­дом нет», «пить – это под забо­ром пья­ным валять­ся, а если это­го нет, то не грех» и т.д. Пока близ­кие будут ждать «нуж­ной» кон­ди­ции валя­ния под забо­ром, их род­ной чело­век будет все боль­ше и боль­ше погру­жать­ся в боло­то, имя кото­ро­му алко­го­лизм. А потом будут сле­зы и при­чи­та­ния, что он стал непро­буд­ным пья­ни­цей и ниче­го слу­шать не хочет. Поэто­му очень важ­но уви­деть то, чего никто видеть не хочет – боль­шую про­бле­му. Когда появит­ся осо­зна­ние нали­чия этой про­бле­мы в жиз­ни, тогда и нач­нет­ся рабо­та по ее устра­не­нию. Алко­го­ли­ку еще слож­ней осо­знать свою зави­си­мость, грех помра­ча­ет его ум, а бесы вну­ша­ют, что все хорошо.

 

Род­ствен­ни­кам очень важ­но про­ти­во­сто­ять иску­ше­нию под­чи­нить свою жизнь нуж­дам и жела­ни­ям алко­го­ли­ка: соза­ви­си­мость ни в коей мере не облег­чит ситу­а­цию. Наобо­рот – увя­зая в ней, мож­но уто­нуть в боло­те стра­стей вме­сте с пья­ни­цей, так как соза­ви­си­мость часто свя­за­на с отча­я­ни­ем и бес­силь­ным при­ня­ти­ем греха.

 

Вто­рое необ­хо­ди­мое усло­вие – жела­ние. Без дви­же­ния сво­бод­ной воли греш­ни­ка в сто­ро­ну Бога не про­ис­хо­дит исце­ле­ния. Бог не может сде­лать пья­ни­цу трез­вен­ни­ком, если он сам того не хочет. Пре­кра­тить пить чело­век может толь­ко сам. Ему могут помо­гать вра­чи, пси­хо­ло­ги, свя­щен­ни­ки, но если он сам не захо­чет, то ника­ко­го чуда не про­изой­дет. Чело­век вновь и вновь будет воз­вра­щать­ся к сво­ей пагуб­ной стра­сти. Крайне важ­но пони­мать, что от алко­го­лиз­ма пол­но­стью исце­лить­ся невоз­мож­но. Зло­упо­треб­ляя спирт­ным, чело­век вклю­ча­ет в сво­ем орга­низ­ме необ­ра­ти­мые меха­низ­мы, дей­ствие кото­рых мож­но при­оста­но­вить, но не пре­кра­тить. Так­же и с духов­ной точ­ки зре­ния – попав еди­но­жды в лапы бесов пьян­ства и блу­да, мож­но лишь доб­ро­воль­но отка­зать­ся от гре­ха, но повто­рив его, вновь стать их заложником.

 

Тре­тье необ­хо­ди­мое усло­вие – молит­ва и уча­стие в цер­ков­ных Таин­ствах. Без молит­вен­ной под­держ­ки и лич­ной молит­вы невоз­мож­на духов­ная борь­ба. Это не про­сто борь­ба, это насто­я­щая вой­на, где место бит­вы – серд­це чело­ве­ка, а про­ти­во­сто­ят греш­ни­ку и тем, кто за него молят­ся, пад­шие духи, име­ю­щие бога­тый опыт иску­ше­ния людей и дове­де­ния их до само­го отвра­ти­тель­но­го духов­но­го состо­я­ния. Нуж­но быть уве­рен­ным, что бесы при­ло­жат мак­си­мум уси­лий и сред­ства их весь­ма изощ­рен­ные. Им не соста­вит тру­да ждать года­ми, даже деся­ти­ле­ти­я­ми, что­бы вновь под­бро­сить иску­ше­ние тому, кто решил, что побе­дил свой недуг пьян­ства. При­ме­ров тому, как быв­шие алко­го­ли­ки сры­ва­ют­ся через годы воз­дер­жа­ния, мно­же­ство. Но и хри­сти­ане име­ют то, про­тив чего про­ти­во­сто­ять бесы не могут и, несо­мнен­но, будут пора­же­ны – это молит­ва, пока­я­ние, при­ча­ще­ние Свя­тых Тела и Кро­ви Хри­сто­вых и пол­ный отказ от спирт­но­го. Молит­ва – с нее начи­на­ет­ся обра­ще­ние греш­ни­ка к Богу. Молит­ва за греш­ни­ка помо­га­ет ему само­му начать молить­ся, ведь когда молят­ся за греш­ни­ка, то Сам Гос­подь начи­на­ет действовать.

 

Обра­тив­шись к Богу, и сам греш­ник ста­но­вит­ся на путь исправ­ле­ния. И тут важ­но пони­мать, что без искрен­не­го пока­я­ния невоз­мож­но очи­стить­ся от гре­ха. Поэто­му испо­ведь – это то, что крайне необ­хо­ди­мо. При­не­ся пока­я­ние на испо­ве­ди, греш­ник откры­ва­ет чистую стра­ни­цу в сво­ей кни­ге жиз­ни и волен запи­сать туда всё, что захо­чет. Дабы его жела­ние бороть­ся с гре­хом оста­ва­лось твер­дым, он дол­жен укреп­лять­ся бла­го­да­тью, изобиль­но пода­ва­е­мой веру­ю­щим через при­ча­ще­ние Свя­тых Хри­сто­вых Тайн. Испо­ве­до­вать­ся и при­ча­щать­ся, рав­но как и молить­ся, нуж­но регулярно.

 

Духов­ная борь­ба все­гда сопро­вож­да­ет­ся обостре­ни­я­ми. Воз­дер­жа­ние от алко­го­ля про­во­ци­ру­ет обостре­ние дру­гих стра­стей – раз­дра­же­ния, гне­ва и т.д. Свя­тые отцы учат, что в момен­ты иску­ше­ний нуж­но усерд­но молить­ся. «Ужас­на буря стра­стей: ужас­нее она всех наруж­ных бед­ствий… помра­ча­ет­ся разум, закры­тый густым обла­ком помыс­лов. Во вре­мя бури сер­деч­ной един­ствен­ным сред­ством спа­се­ния оста­ет­ся уси­лен­ная молит­ва. Подоб­но апо­сто­лу Пет­ру, долж­но вопи­ять от всей души ко Гос­по­ду» – пишет свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов.

 

Чет­вер­тое необ­хо­ди­мое усло­вие – посто­ян­ство. Толь­ко посто­ян­ство и усер­дие в борь­бе с пьян­ством дадут пло­ды. Если алко­го­лик пере­ста­нет усерд­ство­вать в сво­ем жела­нии бро­сить пить, то быст­ро вер­нет­ся к исход­но­му, а воз­мож­но, и худ­ше­му состо­я­нию. Свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов учит: «Каж­дое сопро­тив­ле­ние, ока­зан­ное тре­бо­ва­нию стра­сти, ослаб­ля­ет ее; посто­ян­ное сопро­тив­ле­ние низ­ла­га­ет ее. Каж­дое увле­че­ние стра­стью уси­ли­ва­ет ее, посто­ян­ное увле­че­ние стра­стью пора­бо­ща­ет… увле­ка­ю­ще­го­ся ею». Если сам пья­ни­ца осла­бе­ва­ет в духов­ной борь­бе, то его близ­кие долж­ны уси­лить молит­ву, ина­че кре­пость, кото­рую они стро­и­ли про­тив лука­во­го, падет и сле­да от нее не оста­нет­ся. Так надо про­дол­жать и не останавливаться.

 

Пятое необ­хо­ди­мое усло­вие – уда­ле­ние от источ­ни­ка иску­ше­ния. Необ­хо­ди­мо уда­лить из дома все спирт­ное, даже пустые бутыл­ки. Лег­кий доступ к алко­го­лю неми­ну­е­мо закон­чит­ся сры­вом. Нуж­но пол­но­стью огра­ни­чить алко­го­ли­ка от ком­па­ний, где он может вновь напить­ся. Слу­ча­ет­ся, что на рабо­те в обе­ден­ный пере­рыв сотруд­ни­ки рас­пи­ва­ют спирт­ное. Это может и не про­ис­хо­дить посто­ян­но. Напри­мер, день рож­де­ния одно­го из сотруд­ни­ков или какой-то празд­ник может стать пово­дом для при­сут­ствия алко­го­ля на сто­ле. Необ­хо­ди­мо укло­нять­ся от уча­стия в таких празд­но­ва­ни­ях, настро­го запре­тить себе посе­щать раз­лич­ные кор­по­ра­ти­вы, одним сло­вом – пол­но­стью устра­нить от себя воз­мож­ность иску­сить­ся спирт­ным. Хотя бы до того момен­та, пока не появят­ся види­мые поло­жи­тель­ные резуль­та­ты борь­бы с пьян­ством. Необ­хо­ди­мо пом­нить, что толь­ко пол­ный отказ от спирт­но­го гаран­ти­ру­ет невоз­вра­ще­ние к пьян­ству. Нель­зя пол­но­стью изле­чить­ся от алко­го­лиз­ма, мож­но толь­ко пере­стать пить. Поэто­му и дома, и в гостях за празд­нич­ным сто­лом бро­сив­ше­му пить нуж­но дер­жать себя в руках и отка­зы­вать­ся от пред­ло­же­ний «выпить хотя бы рюмоч­ку, от одной ниче­го не будет». А близ­ким ни под каким пред­ло­гом не нали­вать ему и не давать пить.

 

Шестое необ­хо­ди­мое усло­вие – помощь вра­чей и пси­хо­ло­гов. Очень часто алко­го­ли­кам нуж­на меди­ка­мен­тоз­ная помощь в усло­ви­ях боль­нич­но­го ста­ци­о­на­ра. Близ­кие долж­ны пони­мать это и не затя­ги­вать с опре­де­ле­ни­ем боль­но­го в меди­цин­ское учре­жде­ние. Конеч­но, делать это необ­хо­ди­мо, посо­ве­то­вав­шись с вра­чом. Мно­гие люди сты­дят­ся класть боль­но­го в боль­ни­цу, осо­бен­но, когда алко­го­лизм еще не име­ет выра­жен­ной ста­дии, боят­ся, что сосе­ди узна­ют о неду­ге их домо­чад­ца и будут осуж­дать. Но сты­да и осуж­де­ния будет куда боль­ше, когда дошед­ший до кон­ди­ции их род­ной чело­век нач­нет дебо­ши­рить или пья­ным валять­ся на ска­мей­ке во дво­ре. К тому же, в этих слу­ча­ях помочь боль­но­му будет уже сложней.

 

Ни в коем слу­чае, ни при каких усло­ви­ях нель­зя обра­щать­ся ко вся­ко­го рода цели­те­лям, зна­ха­рям, экс­тра­сен­сам и про­чим оккульт­ным дея­те­лям! Это тяж­кий грех. Грех, помно­жен­ный на грех, толь­ко усу­гу­бит ситу­а­цию. И хоро­шо, если попа­дет­ся какой-то шар­ла­тан, тогда это будет про­сто поте­ря вре­ме­ни и денег. А если это реаль­ный оккуль­тист, то такое обра­ще­ние откры­ва­ет путь для бесов­ских сил, кото­рые дей­ству­ют через него. Алко­го­ли­ку и так нелег­ко бороть­ся с бесов­ски­ми иску­ше­ни­я­ми, а тут еще и «бесов­ские резерв­ные силы» на подходе.

 

Но что же делать, когда все сред­ства исчер­па­ны, ника­кие уси­лия вер­нуть чело­ве­ка к нор­маль­ной жиз­ни не дают резуль­та­та, и он упор­но про­дол­жа­ет пить и не хочет бро­сать? В такой ситу­а­ции мно­гие люди дела­ют непро­стой выбор – уйти. Осуж­дать за это нель­зя, посколь­ку у каж­до­го чело­ве­ка есть свой пре­дел, до кото­ро­го он готов нести бре­мя алко­го­лиз­ма близ­ко­го. Хоро­шо, если уйдя от алко­го­ли­ка, они не пре­кра­тят сво­ей молит­вы за него. К тому же, уход близ­ких порой дей­ству­ет на алко­го­ли­ка отрезв­ля­ю­ще. Те же, что не исправ­ля­ют­ся и про­дол­жа­ют пить, в ито­ге печаль­но закан­чи­ва­ют свою жизнь. Увы, но это их выбор, в кото­рый не вме­ши­ва­ет­ся даже Бог.

 

Протоиерей Дионисий Свечников, руководитель молодежного отдела Бакинско-Азербайджанской епархии и Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП

для «Азбу­ки веры»

 

Метки к статье: протоиерей Дионисий Свечников, Ярасова Наталья, психология
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Как жить с алкоголиком?"
Имя:*
E-Mail:*