переправа



«Душа моя принадлежит России»



Опубликовано: 3-02-2016, 17:57
Поделится материалом

Культура


«Душа моя принадлежит России»

 

Феномен сакрального пространства России таков, что все, попадающее в нее извне, рано или поздно становится истинно русским.

 

Понятие сакрального пространства включает идею постоянного действия священных сил, которые когда-то впервые осветили и преобразили данное пространство, придав ему особый духовный смысл и статус. История России знает множество примеров тому, что люди, приехав в нашу страну из Европы, Америки, и даже с черного и желтого континентов и представлявшие самые разные социальные группы, ощутив на себе постоянное действие этих священных сил, испытали катарсис, преображение. И, как следствие — и сами себя стали считать подлинно русскими людьми, и так же их воспринимали другие — будь то принадлежащие к титульной нации жители России или иностранцы, проживающие за границей.

 

Сакральное –– это феномен духовности, дающий людям цель в жизни, оправдывающий их существование. Опыт сакрального полагает начало религии, а государствообразующая и культурообразующая религия России — это Православие, что в наше время закреплено в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях»: «Российская Федерация, являясь светским государством, признает особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры». Тот, кто становится гражданином России, не может не сознавать этого.

 

Именно поэтому основы Православия являлись краеугольным камнем императорского Дома Романовых в России.

 

Российский Императорский Дом — династия Романовых, призванная на престол Великим Поместным Церковным и Земским Собором 1613 г. на основании ближайшего родства по женской линии с угасшей первой династией Рюриковичей, и царствовавшая до 1917 года. В 1730 угасла прямая мужская ветвь и Романовской династии (с кончиной императора Петра II — внука императора Петра I Великого). На престоле Российской Империи последовательно царствовали племянница императора Петра Великого императрица Анна I Иоанновна (1730-1740), ее внучатый племянник император Иоанн VI Антонович (1740-1741) и дочь императора Петра Великого императрица Елизавета I (1741-1761). Сын Петра III, император Павел I издал «Акт о престолонаследии 5 апреля 1797», определяющий порядок наследования престола и принадлежность к Российскому Императорскому Дому. 20 марта 1820 г. этот акт был дополнен императором Александром I, издавшим манифест, согласно которому «если какое лицо из Императорской Фамилии вступит в брачный союз с лицом, не имеющим соответственного достоинства, то есть не принадлежащим ни к какому царствующему или владетельному Дому, в таком случае лицо Императорской Фамилии не может сообщить другому прав, принадлежащих членам Императорской Фамилии, и рождаемые от такого союза дети не имеют права на наследование престола».

 

Где же находили российские государи «лиц, имеющих соответствующие достоинства» для продолжения царского рода? Так сложилось, что с 1761 г. наследие престола вместе со всеми соответствующими титулами и династической фамилией Романовых перешло по женской линии в Голштейн-Готторпский Дом (в лице внука Петра I Великого от его дочери, цесаревны Анны, императора Петра III Феодоровича). Постоянные браки государей и великих князей с немецкими принцессами (из всех супруг императоров только жена Александра III была датская принцесса, из датской линии того же Ольденбургского дома, что и Гольштейн-Готторпы) вызывали в разные исторические периоды неоднозначную реакцию в обществе. Однако эти «немки», принявшие Святое Крещение, и их славные потомки были столь ревностными последователями Православия, настолько впитали в душу, в кровь, в сознание, в самую суть свою все русское, что еще и иных коренных русаков посрамить могли. Государь Александр III писал в 1886 г. К. П. Победоносцеву: «Есть господа, которые думают, что они одни Русские, и никто более. Уж не воображают ли они, что я Немец или Чухонец? Легко им с их балаганным патриотизмом, когда они ни за что не отвечают. Не я дам в обиду Россию». (Ольденбург С. С. «Царствование императора Николая II». С-Пб. Петрополь, 1991). 

 

По большому счету же, родственные связи Русского Императорского Дома с Голштейнским были не столько «немецкими», сколько английскими: к началу XX в. у британской королевы Виктории и её мужа принца Альберта было 9 детей, 42 внука и 85 правнуков. Все они женились и выходили замуж только за особ королевских и герцогских кровей, так что все королевские дворы Европы, в том числе России, были практически «английскими».

 

Эти связи стали развиваться более тысячи лет назад, а в девятнадцатом веке было заключено особенно много браков между русскими и британскими королевскими семьями. Например, по линии матери король Георг V был двоюродным братом императора Николая II и императрицы Александры (по линии отца). Внешнее сходство между Николаем II и Георгом V было настолько сильным, что иногда их путали...

 

Принцесса Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская, домашние ее звали — Элла, была второй дочерью великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы Мод Мери, второй дочери английской королевы Виктории и принца Альберта, которая родилась и выросла в Букингемском дворце.

 

Крестными новорожденной Эллы были: Эдуард, принц Уэльский (будущий король Эдуард VII), цесаревич Александр Александрович (будущий император Александр III) с супругой, великой княгиней Марией Фёдоровной, младшая дочь королевы Виктории принцесса Беатриса, Августа Гессен-Кассельская, герцогиня Кембриджская и Мария Анна, принцесса Прусская.

 

Семья великого герцога Дармштадтского пережила несколько трагедий. В 1873 г. брат Эллы Фридрих выпал из окна во время игры и в возрасте двух с половиной лет скончался. Мать чрезвычайно глубоко переживала эту беду, но сама Элла, казалось, страдала вдвойне: в 9 лет она принесла обет целомудрия, чтобы в будущем не переживать столь страшную потерю. В 1878 г. принцесса Виктория, которая жила в одной комнате с Эллой, заболела дифтерией. Сестру срочно перевели в другую комнату, и Элла осталась единственной, кто не заболел, в то время как все другие члены семьи заразились. Герцогиня Алиса самоотверженно ухаживала за всеми членами своей семьи вместе с врачами, но 16 ноября маленькая Мари скончалась. Мать скрывала смерть сестры от остальных больных детей, им сказали об этом только тогда, когда все больные были вне опасности. Не успела семья оплакать потерю, как заболела сама герцогиня Алиса и, в годовщину смерти своего отца, принца Альберта, умерла в возрасте 35 лет.

 

Людвиг IV вступил в морганатический брак с Александриной Гуттен-Чапской, а Элла и ее младшая сестра Аликс отправились к бабушке — королеве Виктории в Осборн-хаус. Дальнейшее воспитание и образование они получили в Англии. Английский двор исстари отличался пуританством, так что жизнь девочек была далека от «принцессной». С малых лет, стараниями матери, которая хоть и была дочерью королевы Англии, многое по хозяйству умела делать сама, они наводили сами порядок в комнате, топили камин, умели приготовить еду, шили и вышивали. Дети вместе с матерью посещали госпитали, приюты, дома для инвалидов, стараясь по мере возможности облегчить и скрасить пребывание в них страждущих. Всему этому великая герцогиня Алиса научилась у своей матери-королевы.

 

Венценосная бабушка лично продолжила воспитание внучек. Не всякая европейская принцесса могла бы похвастать, как Елизавета, что вязать её учила собственноручно королева Англии!

 

Поощряла королева Виктория и набожность принцесс, проводивших время не в детских играх, а в молитвах и старательной учебе.

 

Идеалом для Елизаветы стала ее родственница, святая Елизавета Тюрингская, в честь которой она была названа. Елизавета Тюрингская была супругой ландграфа Людвига IV Тюрингенского. В 1222 г., в 15 лет, она родила своего первенца, а уже в 1227 г. осталась вдовой с тремя детьми на руках. Она приняла монашеский обет и удалилась в Марбург, там по ее инициативе была построена больница для бедняков, где она самоотверженно ухаживала за пациентами. Непосильная работа и изнурительная аскеза быстро подорвали силы молодой хрупкой женщины — в 24 года она покинула этот мир...

 

Как жизнь этой праведницы перекликается с жизнью ее святой преемницы, православной преподобномученицы!

 

3-го (15) июня 1884 г. в Придворном соборе Зимнего дворца принцесса Елизавета сочеталась браком с Сергеем Александровичем Романовым, пятым сыном императора Александра II, братом императора Александра III. Они знали друг друга с детства — Сергей не раз гостил и в Германии, и в Англии, благо, родственников по всей Европе хватало. Православное бракосочетание совершил придворный протопресвитер Иоанн Янышев; венцы держали цесаревич Николай Александрович, наследный великий герцог Гессенский, великие князья Алексей и Павел Александровичи, Дмитрий Константинович, Петр Николаевич, Михаил и Георгий Михайловичи.

 

«Душа моя принадлежит России»

FRANÇOIS FLAMENG Елизавета Федоровна

 

Но Елизавету, воспитанную в протестантизме, насильно никто не заставлял менять вероисповедание: в тот же день в Александровской зале пастором церкви св. Анны было совершено богослужение и по лютеранскому обряду.

 

Новой великой княгине Елизавете предстояло пройти нелегкий тернистый путь, чтобы стать в конце этого пути святой Русской Православной Церкви…

 

Через 10 лет в Придворном соборе Зимнего дворца венчалась и ее младшая сестра Алиса: она стала русской императрицей Александрой Феодоровной, супругой императора Николая II.

 

Великая княгиня Елизавета в совершенстве овладела русским языком, говорила почти без акцента; еще исповедуя протестантизм, она посещала православные богослужения, постигая смысл и красоту церковнославянской речи. В 1888 г. она вместе с супругом, который был искренне верующим человеком, совершила паломничество в Святую Землю — они с мужем должны были присутствовать на освящении русского храма Марии Магдалины, возведенного в Гефсиманском саду. А через три года с глубоким пониманием важности этой перемены в своей судьбе приняла Православие. Она писала отцу: «Я все время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь — и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином». Император Александр III благословил свою невестку драгоценной иконой Нерукотворного Спаса, с которой Елизавета Феодоровна не расставалась всю жизнь — с нею же на груди она приняла мученическую кончину...

 

В 1891г. великий князь Сергей Александрович был назначен на пост московского генерал-губернатора. Его супруга организовала Елисаветинское благотворительное общество, чтобы «призревать законных младенцев беднейших матерей, дотоле помещаемых, хотя без всякого права, в Московский Воспитательный дом, под видом незаконных». Деятельность общества вначале проходила в Москве, а затем распространилась и на всю Московскую губернию. Елизаветинские комитеты были образованы при всех московских церковных приходах и во всех уездных городах Московской губернии. Елизавета Феодоровна возглавила Дамский комитет Красного Креста. Жители Москвы любили ее: она посещала больницы для бедных, богадельни, приюты для беспризорных и всюду старалась облегчить страдания людей. Особенно самоотверженной ее деятельность была во время Русско-Японской и Первой мировой войн: помощь фронту, раненым и инвалидам, а также их женам, детям и вдовам была организована ею образцово.

 

Скоро и Российскую Державу, и саму великую княгиню настигли еще большие трагедии: страну захлестнули террористические акты, митинги, забастовки, надвигалась революция, а великого князя Сергея Александровича боевая организация эсеров приговорила к смерти и 18 февраля 1905 г. он был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Елизавета Феодоровна своими руками собирала на носилки разбросанные взрывом куски тела мужа...

 

На третий день после смерти мужа Елизавета Федоровна поехала к убийце своего супруга в тюрьму. Она принесла ему прощение и просила Каляева покаяться. Тот отказался. Великая княгиня просила императора Николая II о помиловании Каляева, но ее прошение было отклонено. На месте убийства мужа Елизавета Феодоровна воздвигла памятник — крест, сделанный по проекту художника Васнецова со словами Спасителя, сказанными Им на Кресте: «Отче, отпусти им, не ведают бо что творят» (Лк. 23:34). Эти же слова стали последними и в ее жизни…

 

Вскоре после гибели мужа она продала свои драгоценности, вернув в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых, а на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где и основала в 1909 г. Марфо-Мариинскую Обитель Милосердия. Это был не совсем обычный монастырь: сестры приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, получали серьезную психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку. Им читали лекции лучшие врачи Москвы, беседы с ними проводили духовник обители о. Митрофан Сребрянский (позднее — архимандрит Сергий, канонизированный Русской Православной Церковью) и второй священник обители о. Евгений Синадский. Обитель оказывала комплексную духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся, которым часто не просто давали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве, устраивали в больницы. Нередко сестры уговаривали семьи, которые не могли дать детям нормальное воспитание (нищих, пьяниц, больных и т. д.), отдать детей в приют, где за ними был хороший уход, им давали образование и профессию. При обители были больница, отличная амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют, бесплатная столовая и другие вспомогательные службы. В Покровском храме обители проходили просветительские лекции и беседы, заседания Палестинского общества, Географического общества, духовные чтения и другие мероприятия. Елизавета Феодоровна состояла почетным членом в берлинском православном Свято-Князь-Владимирском братстве. В 1910 г. она вместе с императрицей Александрой Феодоровной взяла под свое покровительство братский храм в Бад-Наугейме (Германия).

 

Поселившись в своей обители, великая княгиня вела подвижническую жизнь: ночами ухаживала за тяжелобольными, читала Псалтирь по усопшим, а днем вместе с сестрами обходила беднейшие кварталы, Хитров рынок — самое криминогенное место тогдашней Москвы, вызволяя оттуда малолетних детей. Ее очень уважали за достоинство и простоту, с которым она держалась.

 

Она встречалась с известными старцами того времени: схиархимандритом Гавриилом (Зыряновым) из Елеазаровой пустыни, схиигуменом Германом (Гомзиным) и иеросхимонахом Алексием (Соловьевым) из Зосимовой пустыни. 

 

В 1917 г. после отречения Николая II от престола из Европы прибыли посланцы от ее бабушки, королевы Виктории, чтобы уговорить великую княгиню уехать в безопасную Европу. Елизавета Феодоровна отказалась покинуть Россию и продолжала исполнять устав своей обители. Весной 1918 г. ее арестовали и выслали из Москвы в Пермь. В мае 1918-го ее вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург и разместили в гостинице «Атамановские номера» (в настоящее время в здании расположено управление ФСБ и ГУВД по Свердловской области, современный адрес — перекресток улиц Ленина и Вайнера), а через два месяца — в город Алапаевск. Она не теряла присутствие духа, в письмах наставляла оставшихся на свободе сестер, завещая им хранить любовь к Богу и ближним. При ней находилась сестра из Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева. В Алапаевске Елизавету Феодоровну держали в заточении в здании школы. И здесь она успевала творить добрые дела: до сих пор возле школы растет яблоня, по преданию, посаженная ею…

 

В ночь на 5 (18) июля 1918 г. великая княгиня Елизавета Феодоровна была сброшена большевистскими палачами в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Вместе с ней погибли великий князь Сергей Михайлович, князь Иоанн Константинович, князь Константин Константинович (младший), князь Игорь Константинович, князь Владимир Павлович Палей, Феодор Семенович Ремез — управляющий делами великого князя Сергея Михайловича и сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева. Все они, кроме великого князя Сергея Михайловича, застреленного за попытку сопротивления, были сброшены в шахту живыми. Когда их тела извлекли, то обнаружилось, что некоторые жертвы еще долго оставались живыми после падения, смерть их от голода и ран была мучительной. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв...

 

31 октября 1918 г. Белая Армия заняла Алапаевск. Останки убитых извлекли из шахты, положили в гробы и скрыли их в склепе. Через год с небольшим красные осадили город. Чтобы не оставить на поругание врагам, гробы мучеников извлекли и они отправились дальше, на Восток. В апреле 1920 г. их встретил в Пекине начальник Русской духовной миссии, архиепископ Иннокентий (Фигуровский) и все невинно убиенные, кроме великой княгини Елизаветы и сестры Варвары, были захоронены.

 

А два гроба продолжили путь пароходом и прибыли в Иерусалим. Посещая Святую Землю в 1888 г. великая княгиня, осматривая храм святой равноапостольной Марии Магдалины на Елеонской горе, произнесла: «Как я хотела бы быть похороненной здесь!» Ее пророческому желанию суждено было исполниться. Погребение в январе 1921 г. под храмом Марии Магдалины в Гефсимании совершил Иерусалимский Патриарх Дамиан.

 

В 1992 г. Архиерейским собором Русской Православной Церкви великая княгиня Елизавета была причислена к лику святых и включена в Собор новомучеников и исповедников Российских (Зарубежной Русской Православной Церковью она была канонизирована еще ранее, в 1981 г.) 

 

«Душа моя принадлежит России»

 

Паломничество было организовано с целью поддержки духовной связи святых православных мест в России и за ее пределами, имеющих отношение к имени великой княгини Елизаветы Феодоровны, с целью увековечивания памяти ее высокого подвижничества, ее великой духовности, а также приурочено к 95-летию со дня гибели членов царской фамилии.

 

В состав паломнической группы вошли 13 человек, среди них —представители Русской православной церкви (РПЦ), в т.ч. Марфо-Мариинской обители, основанной Елизаветой Феодоровной, прихожане храма св. прмц. Елизаветы в Покровском-Стрешневе и представители различных средств массовой информации, перед которыми ставилась задача освещения хода паломничества и привлечения внимания современного общества к проблемам благотворительности сегодня.

 

12 июля 2013 г. в празднество Петра и Павла вся группа собралась в храме св. прмц. Елизаветы на молебен перед началом благого дела, а затем владыка Марк освятил пять икон св. прмц. Елизаветы. Иконы были написаны специально для этого паломничества, им предстояло проследовать

 

по скорбному пути великой княгини. В иконах мастера предусмотрели специальные углубления для закладки капсул с частицами земли с мест поклонения, связанных с именем св. прмц. Елизаветы.

 

16 июля паломники прибыли в Екатеринбург, где приняли участие в программе «Царские дни» — мероприятиях, посвященных памяти святых царственных страстотерпцев и 400-летию дома Романовых. Ночная Божественная литургия проходила при стечении многих тысяч людей в Храме-Памятнике на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, возведенном на месте разрушенного по приказу Ельцина дома Ипатьева, где погибли царственные мученики. На стене этого храма выбито золотыми буквами: «Пролияша кровь их окрест, яко воду». Алтарь был сооружен на специальном помосте под открытым небом. Всю площадь заполнили люди, слышалась речь на многих языках. Сотни православных исповедались и причастились в ту ночь. Десятки священнослужителей, митрополиты в алых облачениях… Скорбное пение «Святый Боже…», звучащее тысячами голосов, поддерживаемое и направляемое двумя церковными хорами, казалось, слышно было по всей России. Это был траурный день памяти, день плача народа по убиенному царю и его семье, но атмосфера царила светлая, почти пасхальная! Люди со всех уголков нашей великой страны прибыли почтить их память.

 

В 1917-18 гг. английское правительство неоднократно пыталось вывезти родственников британской короны, но всякий раз проявляло странную нерешительность. Лишь после екатеринбургской и алапаевской трагедий, в 1919 г. Георгу удалось эвакуировать из Крыма в Англию свою родную тетку — царицу Марию Федоровну, вдову Александра III. Скорее всего, сама царская семья отказалась покинуть Россию — никто из них не представлял себе жизни в изгнании. «Не надо бояться смерти, надо бояться жить», — эти слова принадлежат Елизавете Гессенской. «Думаю, они послужили руководством и великой княгине Елизавете, и ее царственной сестре Александре …

 

После расстрела в ипатьевском доме британские монархи на долгие десятилетия прекратили отношения с российскими властями.

 

Проповедь после службы произнес архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр, да так, что огромная толпа затаила дыхание: «Ждет ли нас исчезновение? Или мы по-прежнему будем держать стяг великого народа великой страны? Убив помазанника, вместо Царствия Божьего люди устроили ад на земле! Но кто нас разлучит от любви Божьей? Ни гонения, ни страдания, ни враги не разлучат… Кровь мучеников — есть семя церкви, из которого вырастает древо нашей веры».

 

Паломники посетили памятные места, связанные с пребыванием в Екатеринбурге великой княгини: Ново-Тихвинский женский монастырь, в котором Елизавета Феодоровна останавливалась в 1914 г. во время большой паломнической поездки по Уралу, а также дом, в котором ее недолго держали перед отправкой в Алапаевск. В это же время в Екатеринбурге содержалась в заточении семья Николая II. Великой княгине удалось

 

тайно переслать царственным узникам пасхальные яйца, шоколад и кофе —

 

свой прощальный подарок...

 

В день памяти прмцц. Елизаветы и Варвары московские паломники в числе множества других пришли на всенощную в Свято-Троицкий собор Алапаевска. После Божественной Литургии, которую возглавил протоирей Павел Сатышев, был совершен молебен с акафистом в склепе, где находились тела царственных мучеников...

 

На следующий день несколько тысяч человек, прибывших со всех концов земли русской почтить их память, с непрекращающимся пением молитв, неся на руках многочисленные иконы, около трех часов ночи двинулись крестным ходом к Нижнесилимской шахте — алапаевской Голгофе. В первых рядах паломники из Москвы несли пять икон св. прмц. Елизаветы. Преодолев около двух десятков километров, процессия к утру достигла часовни св. прмц. Елизаветы. В 9 часов утра в Алапаевском мужском монастыре Новомучеников Российских, который вырос рядом с часовней — он возведен вокруг шахты, в которую были сброшены царственные страстотерпцы — состоялось торжественное богослужение. Панихиду совершили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Вениамин, архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр, епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий. Преосвященным владыкам сослужали отцы благочинные и многочисленное духовенство Екатеринбургской митрополии, всего свыше 70 клириков.

 

18 июля днем паломники из Москвы также посетили в Алапаевске

 

место заточения великой княгини Елизаветы Феодоровны — одноэтажное здание Напольной школы. Школа действующая, в ней занимаются 4 класса в две смены. В большой угловой комнате, где мученица Елизавета провела свои последние дни, создан небольшой, но очень трогательный мемориальный музей, в число экспонатов которого вошли сохранившиеся

 

скудные пожитки узников. Здесь же хранятся и трогательные письма сегодняшних учеников школы, обращенные к Елизавете Феодоровне, с

 

благодарностью за помощь в учении...

 

С трепетом ступили паломники через порог Екатерининской церкви на окраине Алапаевска: сюда 9-11 октября 1918 г. были перенесены тела мучеников, поднятые из шахты. Рядом с храмом расположено кладбище, где находилась катаверная — морг, где их обмывали и готовили к погребению.

 

На месте катаверной сейчас стоит крест. Тогда, в 1918-м, из Екатерининской церкви гробы перенесли в Свято-Троицкий собор, где были совершены заупокойная литургия и отпевание. Затем их перенесли в каменный склеп с правой стороны от алтаря собора, а вход в него заложили кирпичом. Именно в Свято-Троицком соборе на берегу реки Алапаихи в течение первого месяца ссылки (с 20 мая по 23 июня 1918 года) Елизавета Феодоровна посещала церковные богослужения, пока режим заключения не превратился в строго тюремный. В этом храме великая княгиня встретила последний в ее жизни праздник — Вознесение Господне...

 

«Душа моя принадлежит России»

 

Армия Колчака вынуждена была отступать, вместе с нею останки мучеников отправились в долгий путь — через Читу и Харбин они в апреле 1920 года, претерпев множество мытарств, прибыли в Пекин.

 

По их следам, правда, на современном самолете, отправились и паломники из Москвы. 20 июля в Пекине паломники не без труда попали на

 

место, где сто лет назад находилось городское православное кладбище Российской духовной миссии в Китае и храм св. преп. Серафима Саровского, к которому в апреле 1920 г. срочно пристроили новый склеп с железными дверями для захоронения 8 гробов погибших в Алапаевске. Кладбищенская церковь в честь Серафима Саровского была сооружена в 1903-1906 г. на

 

деньги китайского правительства, выделенные, в числе прочего, в качестве частичной компенсации за потери русских от восстания ихэтуаней. Храм был большой — вмещал 350 человек. Последняя служба в церкви св. Серафима Саровского совершилась в 1962 г. Затем помещение церкви стали использовать под склад, а в 1986-м и вовсе снесли…

 

Сегодня ничто не напоминает об этих страницах истории, здесь разбит парк отдыха китайских трудящихся Цинняньху — «Озеро молодежи», а на месте храма и склепа расположился гольф-клуб, в здание которого после долгих уговоров (служащие гольф-клуба не желали беспокоить гольфистов) пустили только пятерых представителей группы паломников. Они смогли взглянуть на прилегающее к зданию тренировочное поле, под травой которого до сих пор находится (в данном случаем трудно применить обычный глагол «покоится») прах членов Русского Императорского Дома. На их многострадальных костях свершаются игрища, идут попойки — на территории поля есть бар. Духовный глава паломничества владыка Каменский и Алапаевский Сергий долго смотрел на поле, где резвились игроки, горько вздыхая и смахивая ладонью с глаз как бы невидимую паутинку, а затем пропел литию, чем вызвал неудовольствие смотрительницы — любые богослужения священников-иностранцев в КНР запрещены!

 

Однако наполнить капсулы частицами земли для икон российским паломникам все же позволили.

 

20 июля паломники были приглашены в российское посольство в Пекине, на территории которого в 2009 г. открыт Успенский храм. Богослужения здесь разрешены, т.к. посольство — это территория России. Владыка Сергий совершил всенощное бдение в присутствии паломников и прихожан местной общины из числа сотрудников посольства, членов их семей и православных жителей города. А 21 июля, воскресным утром, в посольском храме владыка Сергий провел Божественную литургию, исповедь, миропомазание и причащение паломников и прихожан и отслужил молебен на месте разрушенного храма в память о всех православных мучениках…

 

А затем паломники снова тронулись в путь и 25 июля добрались, наконец, до желанной цели долгого пути — Иерусалима, где в храме св. Марии

 

Магдалины в мраморных саркофагах покоятся нетленные мощи св. прмц. Елизаветы и св. инокини Варвары. Именно здесь, в храме Марии Магдалины, 125 лет назад, стоя на службе, Елизавета Феодоровна приняла решение о переходе в православную веру...

 

На время торжественного молебна паломникам было разрешено разместить на белокаменном саркофаге с мощами св. прмц. Елизаветы пять ее икон, сопровождавших их в долгом пути. За алтарем храма, на священной Гефсиманской горе, были взяты последние крупицы земли для иконных капсул.

 

Затем паломники поклонились месту Всеславного Воскресения Спасителя, пройдя пред тем по Крестному Пути Его. У подножия Голгофы, прямо напротив входа в Храм Гроба Господня, лежит древнейшая христианская святыня — Камень Помазания. На этом Камне, согласно преданию, снятое с Креста безжизненное Тело Иисуса было уготовано для погребения и помазано миром. Многие паломники освящают на Камне свои кресты и иконы. Привезенные из Москвы иконы св. прмц. Елизаветы также были возложены на Камень Помазания и освящены повторно.

 

Посетили русские паломники и другие места маршрута единственного паломничества Елизаветы Феодоровны по святым местам Палестины: гору Фавор, Назарет, Вифлеем, омылись в священных водах Иордана, а в Галилее

 

отведали рыбки, которую когда-то ловили апостолы.

 

 По возвращении в Москву все пять икон с частицами земли с памятных мест, лежащих по маршруту следования, были принесены в храм св. прмц. Елизаветы в Покровском-Стрешневе.

 

Как это прекрасно, что традиции православного паломничества, возникшие на Руси очень давно, возрождаются и поддерживаются! Известно, что одной из первых русских паломниц была святая княгиня Ольга: ее путешествие в Царьград для принятия крещения в 67-летнем возрасте можно объяснить только желанием лично увидеть «обилие там святых мощей, чудотворных икон и вообще всякой христианской святыни». А во время правления внука кн. Ольги Великого князя Владимира — Крестителя Руси, ходил в Константинополь и в святую гору Афон из города Любеч прп. Антоний, будущий основатель Киево-Печерской Лавры. На Афоне он принял монашеский постриг и, став опытным в духовной жизни, вернулся в Киев, где и основал монастырь, образовавшийся, в свою очередь, из приходивших к нему за благословением и изъявивших желание остаться. Пришел к нему через некоторое время 23-летний будущий прп. Феодосий. Еще в отрочестве, «услышав о святых местах, где Господь наш жил во плоти и совершил спасение, он пожелал идти туда и поклониться им». Это было в 1022 г., через 34 года после Крещения Руси. 

 

Русское паломничество всегда связано и с историей Русской Церкви, и с историей нашей страны. А великая княгиня Елизавета Феодоровна, хоть и была по крови родной внучкой английской королевы Виктории, стала русской не по букве, а по духу и вере, и является такой же частью Православной Церкви и России, как и многие лучшие представители Русской Державы.

 

Наталья Викторовна Лясковская

 

Метки к статье: Лясковская, История
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "«Душа моя принадлежит России»"
Имя:*
E-Mail:*